16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.17 / ₽ 8145
  • RTS1173.68
26 сентября 2012, 17:47 ПравоПерсоны

Игорь Сутягин: «Нет смысла рассматривать законность решений незаконного суда»

Лента новостей

Верховный суд признал, что Сутягин незаконно находился под стражей в ходе следствия и судебных процессов. Однако приговор отменять не стал

В 2010 году Игорь Сутягин был выслан в Великобританию. Фото: АР
В 2010 году Игорь Сутягин был выслан в Великобританию. Фото: АР

Президиум Верховного суда сегодня поставил точку в деле российского ученого Игоря Сутягина, осужденного на 15 лет за шпионаж, а впоследствии помилованному президентом и обменянному на 10 российских разведчиков. Высшая судебная инстанция страны признала, что Сутягин незаконно находился под стражей в ходе следствия и судебных процессов. Однако приговор отменять не стала. По мнению ученого, суд поступил так «в угоду политической целесообразности».

На сегодняшнем заседании Верховного суда рассматривалось представление его главы Вячеслава Лебедева о возобновлении производства по уголовному делу. Он выступил с подобной инициативой после того, как в прошлом году Европейский суд по правам человека частично удовлетворил жалобу ученого.

Игорь Сутягин обратился в Страссбургский суд еще в июле 2002 года, а шесть лет спустя — в июле 2008 года — суд принял ее к рассмотрению. Ученый жаловался на нарушение Российской Федерацией целого ряда норм Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (ЕК) при расследовании и рассмотрении его дела. Он требовал взыскать с государства 300 тысяч евро. В мае 2011 году ЕСПЧ частично удовлетворил обращение заявителя, обязав Москву выплатить ему в качестве компенсации 20 тысяч евро. Суд признал, что при рассмотрении дела Сутягина была нарушена статья 6 конвенции ЕК, которая гарантирует право на справедливое и беспристрастное разбирательство. Кроме того, ученый необоснованно долго содержался под стражей. Таким образом, имело место нарушение статьи 5 конвенции, которая закрепляет право на свободу и личную неприкосновенность.

«Шпионское» дело

Напомним, бывший заведующий сектором военно-технической и военно-экономической политики США Института США и Канады РАН Игорь Сутягин просидел в заключении без малого 11 лет. Он был задержан в Обнинске 27 октября 1999 года. Ему предъявили обвинение в сборе и передаче сведений, относящихся к гостайне, представителям британской консалтинговой фирмы «Альтернатив Фьючерс», которая, по версии обвинения, была связана с военной разведкой США. По данным ФСБ, Сутягин передавал представителям иностранной разведки сведения, касающиеся последних модификаций истребителей МиГ-29 и Су-27, ядерных подлодок нового поколения, а также информацию о боеготовности российских ядерных вооружений и систем предупреждения о ракетном нападении. За это он в общей сложности, получил более 25 тысяч долларов. Сам Сутягин вину отрицал. Он утверждал, что не торговал секретами России и использовал информацию, содержащуюся только в открытых источниках — газетах и журналах, и действовал в соответствии с заключенным с фирмой договором. Однако в апреле 2004 года коллегия присяжных в Мосгорсуде признала Сутягина виновным в госизмене (статья 275 УК РФ). Суд приговорил ученого к 15 годам колонии. А в августе того же года Верховный суд «засилил» приговор.

В июле 2010 года, спустя почти 11 лет после начала уголовного преследования, в деле ученого произошел крутой поворот: Сутягина вместе с тремя другими осужденными в разное время в России за шпионаж — Геннадием Василенко, Сергеем Скрипалем и Александром Запорожским — помиловали и обменяли на 10 человек, задержанных в конце июня 2010 года в США по подозрению в шпионаже в пользу России. Среди них была небезызвестная Анна Чапмен. Сутягина выслали в Великобританию.

Сегодняшнее заседание президиума Верховного суда проходило в закрытом режиме в связи с секретностью дела.

Слушание чуть было не отложили. Как рассказала BFM.ru адвокат Игоря Сутягина Каринна Москаленко, судьи заявили, что не получали письменную позицию осужденного. Отметим, что Сутягин просил прекратить его дело в связи с применением к нему акта об амнистии.

«Однако мы представили заверенный судом документ о том, что туда поступило письмо нашего подзащитного, и документ тут же нашелся», — рассказала адвокат.

Заместитель генпрокурора Владимир Малиновский признал, что Сутягину и вправду незаконно продлевали срок нахождения в СИЗО и, руководствуюсь решением ЕСПЧ, предложил отменить около двух десятков судебных актов, включая решения Мосгорсуда и Верховного суда России по этому вопросу. Приговор суда представитель государства просил оставить в силе.

Противоположного мнения придерживалась защита. Адвокаты осужденного Каринна Москаленко и Анна Ставицкая настаивали на отмене вердикта и прекращения дела за отсутствием в действиях Сутягина состава преступления.

«Соломоново» решение

Посовещавшись, судьи в своем решении последовали совету прокурора.

Защита не скрывала своего разочарования. По словам Каринны Москаленко, отмененные постановления о нахождении Сутягина в СИЗО уже никак не могут помочь или повредить ее подзащитному. «Важно, что судьи не отменили приговор, который был вынесен незаконным и небеспристрастным судом. И это большая беда», — пояснила она. По мнению Москаленко, суд нашел «остроумный способ выхолостить суть права» и сымитировал деятельность по исполнению решения ЕСПЧ.

«Для Игоря Сутягина решение Верховного суда России уже, пожалуй, не будет иметь значения, а вот для других людей, для которых решения ЕСПЧ жизненно важны, сегодня было продемонстрировано, что никаких результатов от их обращения здесь в России не будет», — заявила BFM.ru адвокат.

Покидая суд, защитники Игоря Сутягина заявили, что в ближайшее время намерены проинформировать Комитет министров Совета, который проверяет исполнение решений Европейского суда, о том, что российский суд не соблюдает нормы международного права. «Мы должны показать, что российский суд не только не исполняет решение ЕСПЧ, но и не намерен их исполнять», — подчеркнула Каринна Москаленко.

Отметим, что подобные «соломоновы» решения Верховный суд России выносит уже не впервые. Так, в декабре 2009 года аналогично закончилось слушание дела бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева, осужденного вместе с экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским. Прислушавшись к ЕСПЧ, Верховный суд отменил решения об аресте и нахождении бизнесмена в СИЗО, но дальше этого не пошел.

О том, как Игорь Сутягин встретил решение Верховного суда России, он рассказал в интервью BFM.ru.

— Итак, отменено множество судебных актов, но приговор остался в силе. Для вас такое решение стало сюрпризом?

— Я раньше любил своим дочкам читать сказки на ночь. Но я немного постарше, чем были мои девятилетние дочки [на момент ареста Сутягигина], и поэтому в сказки особо сильно не верю. Поэтому Верховный суд, отменяющий приговор за шпионаж в форме чтения газет на фоне поправок в УК, которые пытаются приравнять чтение газет к госизмене, — это сказка. Надо быть реалистом, а я себя считаю именно реалистом. Я не рассчитывал на отмену приговора.

— Что для вас означает сегодняшнее решение суда?

— Есть такая занимательная книжка — Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Он описывает требования к приговору. Статья 296 УПК говорит, что приговор должен быть законным. Европейский суд признал нарушение норм российского законодательства при вынесении приговора. Статья 415 УПК не оставляла Верховному суду никаких других возможностей, кроме отмены приговора. Действия суда свидетельствуют о том, что он не является независимым. Российский суд зависим от атмосферы в стране, потому что с точки зрения закона признать этот приговор незаконным было бы правильно, а с политической точки зрения — некорректно. Суд действует в угоду политической целесообразности. Кроме того, суд продемонстрировал, что он профессионально непригоден. Незаконный приговор должен быть отменен. А Верховный суд фактически согласился с тем, что приговор незаконен, но оставил его в силе. Это даже не абсурд.

— Как вы думаете, почему ЕСПЧ удовлетворил только часть ваших требований?

— Европейский суд в своем решении сказал, что состав суда, который рассматривал мое дело, являлся незаконным, и по этой причине он отказался рассматривать все остальное. Ведь нет смысла рассматривать законность решений незаконного суда. Европейский суд остановился на самом главном.

Это похоже на то, как Наполеон спрашивал генерала, почему тот сдал крепость. А тот ответил — тому было 47 причин. Наполеон попросил назвать хотя бы одну. Генерал ответил: «Во-первых, порох был сырым…». И это все.

— Чем вы сейчас заняты в Великобритании, удается ли видеться с семьей?

— Удается. Дочери, родители и жена иногда приезжают ко мне. Сейчас работаю в Королевском институте оборонных и стратегических исследований. Занимаюсь, как и в России, научной работой, получаю за это достаточно неплохо. Сейчас судорожно пытаюсь закончить редактирование большой научной работы, которую написал по заданию института. Хочется работать и еще раз работать. Слишком много времени я потерял на какую-то ерунду, задавленный нашими судами, которые все равно ничего сами решить не могут.

— Вы собираетесь вернуться в Россию?

— Конечно, собираюсь. Когда — не знаю. Будет возможность — приеду в ближайшее время, не будет — не приеду. Здесь же никто ничего не приносит на блюдечке с голубой каемочкой — источники существования и все прочее. Напрягаться приходится очень сильно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию