16+
Вторник, 13 ноября 2018
  • BRENT $ 69.42 / ₽ 4710
  • RTS1114.75
24 декабря 2012, 20:53 Общество

Россияне потратили на «конец света» 30 млрд рублей

Лента новостей

В ожидании конца света помимо лекарств, предметов первой необходимости и тушенки россияне покупали помещения в бункерах, а также авиабилеты в один конец. Россияне пытались спастись в Турции и на юге Франции

Фото: x5.ru
Фото: x5.ru

«Конец света» обошелся нашим соотечественникам в 30 млрд рублей. К такому выводу пришли аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК. Эксперты пришли к такому выводу, изучив прогнозные данные по обороту розничной торговли, данные социологических опросов, а также то, какими платными услугами наши соотечественники пользовались в декабре.

Так или иначе, готовились к концу света, по данным ВЦИОМа, 4% россиян, продуктами питания и предметами первой необходимости запаслись 3%. Допускали возможность такого исхода при этом 9%. Исследование «Левада-центра» говорит, что возможным «конец света» сочли 14% наших соотечественников.

Главным образом россияне тратились на продукты и товары первой необходимости, говорится в сообщении ФБК. Покупали свечи, соль, сахар-рафинад, гречку, упаковки сухого спирта, тушенку и тому подобное.

Вырос спрос и на лекарственные средства, в том числе сердечно-сосудистые препараты. Некоторые решались даже временно сменить место жительства — арендовали места в бункерах или приобретали авиабилеты в один конец. По данным ФБК, спросом пользовались направления «подальше от России», например, Мексика и Гоа.

Кстати, по данным мета-поисковика авиабилетов Skyscanner, россияне пытались спастись от конца света в Турции и на юге Франции. «Количество поисковых запросов на билет в одну сторону на юг Франции за неделю до 21 декабря возросло по сравнению с обычным уровнем активности поиска, на 41%», — говорится в пресс-релизе Skyscanner. Вторым популярным направлением стало предместье турецкого Измира — деревенька Шириндже.

Кроме того, вырос спрос на парикмахерские и косметические услуги, включая средства по уходу за кожей; услуги бань, душевых и саун. Аналитики ФБК полагают, что сработал принцип «умирать, так с музыкой», однако на фоне приближающихся праздников разумно предположить, что соотечественники готовились к менее глобальным «концам света» — новогодним корпоративам.
Те же, кто подошел к вопросу со всей основательностью, посещали курсы по подготовке к «концу света».

«В ноябре 2012 года оборот розничной торговли по факту составил 1892,7 млрд рублей. По опыту последних лет, декабрьский оборот превосходит ноябрьский на 19-20%, поэтому прогнозируем его примерно в 2,3 трлн рублей», — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Если верить исследованиям ВЦИОМа и предположить, что к апокалипсису активно готовились 3% россиян, то с учетом их предполагаемых трат в декабре их суммарные расходы должны составить 69 млрд рублей. В ФБК предлагают оценить долю затрат на «конец света» в их тратах в 25%. И тогда получится, что на покупки они потратят 17,3 млрд рублей.

Такой же расчет проводится по рынку услуг. Оценивая траты на туристические и транспортные услуги, связь и культурные мероприятия, в ФБК называют цифру 4 млрд рублей. Еще 2-3 млрд соотечественники потратили на лекарства, косметику, места в бункерах, посещение ресторанов. Получается, что на подготовку к концу света в декабре было потрачено около 23-24 млрд рублей. Эксперты предлагают скорректировать эту цифру в сторону увеличения. Они полагают, что подготовку к «концу света» наши соотечественники начали задолго до конца декабря. Спрос на товары первой необходимости в некоторых регионах повысился уже в сентябре-ноябре.

Таким образом, в общем на подготовку к апокалипсису россияне потратили около 30 млрд, полагают в ФБК.

Однако переоценивать значение «конца света» для отечественной экономики Николаев не советует: «Одновременно наблюдались сдерживающие мотивы в потребительском настроении россиян: мол, зачем тратиться, если завтра конец света? Это означает, что экономика с точки зрения специфической активизации потребительского спроса благотворного влияния «конца света» практически не почувствовала», — говорит эксперт.

С такими цифрами соглашается аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина: «Эти данные могут иметь под собой основание. Действительно, учитывались такие товары, которые не имеют отношения к предновогоднему спросу. Их приобретение основано на страхах: соль, сахар, спички. Думаю, многие действительно испугались и пошли покупать именно товары первой необходимости. Действительно, такое может быть. Но, с другой стороны, спрос был ограничен теми, кто считал, что вообще все закончится, и соль, и спички не спасут уже никого».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию