16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 89.59 / ₽ 8428
  • RTS1158.83
5 сентября 2014, 15:13 Компании

Центральный процессинговый: как «Яндекс.Деньги» научились зарабатывать на платных сервисах поисковика?

Лента новостей

«Яндекс.Деньги» вышли на рынок агрегации платежей. Теперь платежная система возлагает большие надежды на сотрудничеством с обновленным «Маркетом»

Фото: ИТАР-ТАСС

8 октября прошлого года в Рунете произошла маленькая революция. Сервис «Яндекс.Маркет», один из мощнейших генераторов трафика для виртуальных магазинов, объявил о смене схемы работы. К традиционным опциям по подбору и сравнению товаров добавились возможности складирования покупок из разных магазинов в «единую корзину» и их оплаты прямо через сайт агрегатора.

Такой резкий разворот в стратегии сервиса затмил другое значимое событие. Буквально на следующий день, 9 октября, о смене своего позиционирования объявила и платежная система «Яндекс.Деньги». Из оператора исключительно электронных кошельков сервис превратился в полноценный платежный агрегатор.

Как пояснили в компании, такое совпадение — приятная случайность: «Продукты разрабатывались отдельно друг от друга, но их готовность к публичному анонсу удачно совпала, информационно [они] усилили друг друга». Вылилось ли такое совпадение во что-то большее, чем просто два анонсированных подряд события?

Быстрорастущий и непрофильный

Сервис «Яндек.Деньги» возник еще в 2002 году и с самого начала стоял особняком в бизнес-модели поисковика. В отличие от других проектов «Яндекса», платежная система зарабатывала не на рекламе, а на комиссиях, которые взимала с пользователей или магазинов за различные платежи и операции и была фактически для него непрофильным бизнесом. Тем не менее, «Яндекс.Деньги» прекрасно сочетались с другими проектами поисковика и быстро набирали аудиторию.

В начале 2000-ных годов рынок электронных денег был на «низком старте». Если аудитория Интернета в России росла быстро, то прирост числа пользователей электронных денег был еще быстрее, поскольку в России подобная услуга только-только появилась, и первые несколько лет темпы роста этого сектора выражались четырехзначными цифрами. На волне роста популярности электронных денег свои проекты запустили и другие компании — «Деньги.Mail.ru», «РБК-Деньги» и др. Каких-то четких стратегий благодаря потрясающей динамике в первые годы не было ни у кого. Фактически главной задачей, которую предстояло решать тогда компаниям, было просто наладить эффективное операционное управление.

Тем не менее после нескольких первых лет «сплошного роста» динамика рынка постепенно начала замедляться, а конкуренция обострилась. С начала в 2009 году обмен своих денег на деньги конкурентов запретили WebMoney. Через год на рынок вышел новый игрок — «Qiwi-кошелек», подконтрольный одноименному оператору платежей, а еще через год Qiwi отказалась принимать платежи в пользу «Яндекс.Денег». Платежный сервис тогда быстро смог найти альтернативу Qiwi и заключил партнерство с «Евросетью» и «Связным».

А еще через год руководство «Яндекса» для развития проекта решило привлечь профильного инвестора с опытом работы в финансовой сфере. 19 декабря 2012 года 75%-1 акцию системы электронных денег приобрел Сбербанк.

Деньги в банке

На следующий день после объявления о сделке все отраслевые издания буквально закипали от обсуждения, как же сервис будет интегрирован в бизнес-модель кредитного гиганта и какие новые продукты будут запущены.

В теории партнерство между системами электронных денег и банков выглядит очень привлекательной конструкцией. Такое партнерство, например, необходимо системам электронных денег для развития бизнеса по денежным переводам, ведь получателю средств нужно не только «видеть» их на своем счету в системе, но и вывести их. Выгода банков от партнерства с системами электронных денег — увеличение количества счетов пользователей и потенциальное расширение клиентской базы.

В реальности в чистом виде такой комбинации практически никто не реализовал. Абсолютное большинство банков сотрудничает с сервисом электронных денег, но пользователи за вывод денег из своего кошелька платят комиссии. Услуги без комиссионного вывода средств из «Яндекс.Кошелька» представляют лишь два партнера —Альфа-банк и банк «Открытие».

Наталья Сумаковаруководитель дирекции розничных продуктов банка «Открытие»«Услугой бескомиссионного вывода пользуется более 25% пользователей интернет-банка, но переводы, как правило, не очень большие. Бескомиссионный перевод стимулирует пользователя сохранять на карте больший объем средств, так как клиент знает, что в любой момент может перевести средства, что является одним из инструментов повышения лояльности клиентов к банку».

Хотя Сбербанк и стал крупнейшим акционером «Яндекс.Денег», за полтора года сотрудничества они не представили ни одного совместного продукта. Синергия от партнерства достигается благодаря обмену инфраструктурой. Система электронных денег благодаря альянсу получила доступ к широчайшей сети пополнения кошельков через 65 тысяч банкоматов и терминалов банка. Кредитная организация, в свою очередь, стала одним из основных банков-эквайеров платежной системы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию