АЭРОФЛОТ объявляет финансовые результаты по МСФО за 2014 год
Лента новостей
Группа «Аэрофлот» (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала аудированную финансовую отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2014 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Ключевые финансовые результаты Группы за 2014 год:
- Выручка достигла 319 771 млн руб., увеличившись на 9,9% по сравнению с 2013 годом на фоне роста пассажиропотока на 10,7%;
- Показатель EBITDAR[1] составил 48 674 млн руб. или 15,2% от выручки;
- Скорректированная чистая прибыль[2] составила 10 844 млн руб.
Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами ОАО «Аэрофлот», прокомментировал:
«В 2014 году несмотря на нестабильную макроэкономическую ситуацию Группа «Аэрофлот» продолжила развиваться и увеличила количество перевезенных пассажиров на 10,7% до 34,7 млн человек. Рост пассажиропотока Группы преимущественно обусловлен развитием внутренних перевозок, а также ростом количества пассажиров на основных международных направлениях. При этом в четвертом квартале, несмотря на значительное ухудшение внешнеэкономических факторов, Группа «Аэрофлот» показала опережающую помесячную динамику операционных показателей по сравнению с авиатранспортной отраслью. В частности, в декабре рост общего пассажиропотока Группы составил 16,0% на фоне роста количества пассажиров на внутренних авиалиниях на 35,5%. Рост пассажиропотока определил рост выручки Группы на 9,9% в 2014 году.
Во второй половине 2014 года российские авиаперевозчики столкнулись с серьезными внешними вызовами, главными из которых стали: значительное снижение курса рубля, и, как следствие, ослабление потребительского спроса, и спад на рынке международного туризма, что оказало влияние на годовые финансовые результаты Группы.
Группа показала положительную операционную прибыль несмотря на действие внешнеэкономических факторов, что связано с нашим фокусом на эффективности и контроле над расходами. Переоценка обязательств по финансовому лизингу и прочие единоразовые «бумажные» корректировки, в том числе связанные с курсовыми разницами, привели к чистому убытку Группы по МСФО в размере 17,1 млрд рублей. Скорректированная на влияние указанных факторов чистая прибыль Группы по МСФО составила 10,8 млрд рублей.
Мы уверены в существенном долгосрочном потенциале российского рынка авиаперевозок и соответствии нашей стратегии и тактики текущим внешним вызовам. Диверсификация сегментов присутствия Группы и развитие направления бюджетных перевозок, сбалансированная география маршрутной сети, партнерства с международными компаниями, подкрепленные нашими программами по оптимизации издержек и повышению производительности будут поддерживать наши результаты и позволят снизить негативное влияние внешней среды».
Основные производственные показатели
2014 г. | 2013 г. | Изменение | ||
Пассажиропоток, тыс. чел. | 34 735 | 31 391 | 10,7% | |
- международные перевозки | 17 096 | 17 391 | (1,7%) | |
- внутренние перевозки | 17 640 | 13 999 | 26,0% | |
Пассажирооборот, млн пкм | 90 075 | 85 273 | 5,6% | |
- международные перевозки | 55 107 | 56 113 | (1,8%) | |
- внутренние перевозки | 34 968 | 29 161 | 19,9% | |
Предельный пассажирооборот, млн ккм | 115 834 | 109 064 | 6,2% | |
- международные перевозки | 72 219 | 71 530 | 1,0% | |
- внутренние перевозки | 43 615 | 37 534 | 16,2% | |
Занятость кресел | 77,8% | 78,2% | (0,4 п.п.) | |
- международные перевозки | 76,3% | 78,4% | (2,1 п.п.) | |
- внутренние перевозки | 80,2% | 77,7% | 2,5 п.п. |
Общее количество пассажиров, перевезенных авиакомпаниями Группы «Аэрофлот» в 2014 году, составило 34,7 млн человек, что на 10,7% превышает результат прошлого года. На внутренних авиалиниях пассажиропоток вырос на 26,0% при увеличении процента занятости пассажирских кресел на 2,5 п.п., в основном в связи с увеличением частот полетов и провозных емкостей на наиболее востребованных направлениях.
Основные финансовые показатели
Млн руб., если не указано иное | 2014 г. | 2013 г. | Изменение |
Выручка | 319 771 | 290 956 | 9,9% |
EBITDAR[3] | 48 673 | 51 026 | (4,6%) |
Рентабельность по EBITDAR | 15,2% | 17,5% | (2,3 п.п.) |
EBITDA 1 | 24 839 | 31 849 | (22,0%) |
Рентабельность по EBITDA | 7,8% | 10,9% | (3,1 п.п.) |
Операционная прибыль | 11 268 | 19 795 | (43,1%) |
Рентабельность по опер. прибыли | 3,5% | 6,8% | (3,3 п.п.) |
Прибыль/(убыток) за период | (17 146) | 7 335 | - |
Рентабельность по чистой прибыли | - | 2,5% | - |
Скорректированная прибыль за период[4] | 10 844 | 15 944 | (32,0%) |
Рентабельность по чистой прибыли | 3,4% | 5,5% | (2,1 п.п.) |
Выручка
Млн руб., если не указано иное | 2014 г. | 2013 г. | Изменение |
Выручка от пассажирских перевозок | 268 636 | 247 768 | 8,4% |
в т.ч. регулярные перевозки | 253 613 | 230 594 | 10,0% |
чартерные перевозки | 15 023 | 17 174 | (12,5%) |
Грузовые перевозки | 8 718 | 9 778 | (10,8%) |
Прочая выручка | 42 417 | 33 410 | 27,0% |
Выручка итого | 319 771 | 290 956 | 9,9% |
В 2014 году выручка Группы «Аэрофлот» увеличилась на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составила 319 771 млн руб., что в основном обеспечено ростом выручки от регулярных пассажирских перевозок и прочей выручки.
На фоне роста пассажиропотока Группы на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 10,0% и составила 253 613 млн руб. Выручка от чартерных перевозок снизилась на 12,5% до 15 023 млн руб., что связано с общей рыночной динамикой в данном сегменте.
Выручка от грузовых перевозок сократилась по сравнению с предыдущим годом главным образом в связи с решением ОАО «Аэрофлот» приостановить деятельность своего парка грузовых самолетов в 2013 году и осуществлять грузоперевозки в багажных отделениях пассажирских самолетов.
Прочая выручка увеличилась на 27,0% по сравнению с предыдущим годом до 42 417 млн руб., что в основном обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, доходов от программы «Аэрофлот Бонус» и заправки топливом.
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное | 2014 г. | 2013 г. | Изменение |
Обслуживание воздушных судов и пассажиров | 61 070 | 52 830 | 15,6% |
Расходы на оплату труда | 52 148 | 45 349 | 15,0% |
Расходы по операционной аренде | 23 834 | 19 177 | 24,3% |
Техническое обслуживание воздушных судов | 19 224 | 20 374 | (5,6%) |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы | 22 206 | 21 471 | 3,4% |
Амортизация и таможенные пошлины | 13 571 | 12 054 | 12,6% |
Прочие расходы | 29 251 | 20 778 | 40,8% |
Операционные расходы за исключением авиационного топлива | 221 304 | 192 033 | 15,2% |
Расходы на авиационное топливо | 87 199 | 79 128 | 10,2% |
Операционные расходыитого | 308 503 | 271 161 | 13,8% |
Расходы на авиационное топливо в 2014 году увеличились на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составили 87 199 млн руб. Данный рост связан с динамикой цен на нефть и авиакеросин, ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок Группы, расширением парка воздушных судов и добавлением новых маршрутов.
Операционные расходы, за исключением авиационного топлива, увеличились на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 221 304 млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и расходы по обслуживанию пассажиров составили 61 070 млн руб., увеличившись на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам (+7,7%), расширением масштабов деятельности и объемов перевозок (+3,0%), а также изменением тарифов на услуги (+4,9%).
Расходы на оплату труда увеличились на 15,0% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года до 52 148 млн руб. Динамика показателя обусловлена ростом численности персонала Группы и увеличением объемов работ (+4,3%), индексацией заработных плат в конце 2013 года (+2,2%), а также действием прочих факторов (+8,5%), в том числе пересмотром системы мотивации в дочерних авиакомпаниях с целью приведения ее в соответствие со стандартами ОАО «Аэрофлот».
Расходы по операционной аренде составили 23 834 млн руб., увеличившись на 24,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (+16,2%), а также расширения парка воздушных судов Группы в течение года (+7,0%).
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов снизились на 5,6% до 19 224 млн руб. в основном в связи с капитализацией части затрат на ремонт, изменением программы ремонтов в результате вывода из эксплуатации судов MD-11 и ИЛ-96.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы составили 22 206 млн руб., изменившись незначительно по сравнению с прошлым годом.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 12,6% и составили 13 571 млн руб., что связано с расширением парка воздушных судов Группы.
Прочие расходы составили 29 251 млн руб., увеличившись на 40,8% по сравнению аналогичным периодом 2013 года, в основном за счет начисления резервов под обесценение дебиторской задолженности.
В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за 2014 год составила 11 268 млн руб. (3,5% от выручки). Показатель EBITDAR составил 48 673 млн руб. (15,2% от выручки).
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное | 2014 г. | 2013 г. | Изменение |
Прибыль от операционной деятельности | 11 268 | 19 795 | (43,1%) |
Финансовые доходы | 2 471 | 2 686 | (8,0%) |
Финансовые расходы | (28 399) | (8 814) | 222,2% |
Реализация результата хеджирования | (1 723) | - | - |
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий | 31 | 37 | (16,2%) |
(Убыток)/прибыль до налогообложения | (16 352) | 13 704 | - |
Расходы по налогу на прибыль | (794) | (6 369) | (87,5%) |
(Убыток)/прибыль за год | (17 146) | 7 335 | - |
Рентабельность прибыли | - | 2,5% | - |
Скорректированная прибыль за год[5] | 10 844 | 15 944 | (32,0%) |
Рентабельность скорректированной прибыли | 3,4% | 5,5% | (2,1 п.п.) |
Финансовые доходы в 2014 году сократились на 8,0%, по сравнению с предыдущим годом, что объясняется снижением прибыли по инструментам хеджирования.
Увеличение финансовых расходов до 28 399 млн руб. по итогам 2014 года в основном связано с убытком от курсовых разниц в размере 9 720 млн руб., преимущественно за счет переоценки обязательств по финансовому лизингу, увеличением процентных расходов (до 4 934 млн руб.) и убытком по инструментам хеджирования и их переоценки (13 740 млн руб.).
В результате влияния вышеуказанных факторов чистый убыток Группы по итогам 2014 года составил 17 146 млн руб.
Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц вследствие переоценки обязательств по финансовому лизингу, а также начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты, за 2014 год составила 10 844 млн руб.
Долговая нагрузка
Млн руб., если не указано иное | 31.12.2014 | 31.12.2013 | Изменение |
Кредиты и займы | 24 203 | 13 406 | 80,5% |
Финансовая аренда | 149 278 | 72 036 | 107,2% |
Пенсионные обязательства | 659 | 707 | (6,8%) |
Таможенные пошлины | 169 | 436 | (61,2%) |
Общий долг | 174 309 | 86585 | 101,3% |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции | 27 508 | 18 932 | 45,3% |
Чистый долг | 146 801 | 67 653 | 117,0% |
Чистый долг/EBITDA | 5,9х | 2,1х | - |
Рост общего долга на 101,3% за 12 месяцев, завершившихся 31 декабря 2014 года, до 174 309 млн руб. связан преимущественно с увеличением обязательств по контрактам финансовой аренды, номинированным в иностранной валюте, вследствие изменения курса рубля по отношению к доллару и евро.
По состоянию на 31 декабря 2014 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 21,6 млрд руб.
Комментарий Пресс-службы АЭРОФЛОТА:Группа Аэрофлот в 2014 г. получила операционную прибыль в размере 11,3 млрд. руб., при этом «бумажные» корректировки привели к чистому убытку 17,1 млрд. руб. Это «бумажные» убытки. К примеру, в отчете по МСФО за 2014 г. учтены будущие обязательства по финансовому лизингу ВС из расчета - 56 руб. за доллар на 12 лет вперед.При этом стоимость существующих ВС и других активов компании, рыночная цена которых номинирована в долларах, не корректируется и отражается по курсу, по которому данные основные средства были поставлены на баланс - то есть по курсу 30-35 рублей за доллар.Выручка в отчете о прибылях и убытках учитывается по курсу на момент осуществления транзакции по покупке билетов. (Средние курсы за год доллар - 38, евро - 51) Около 50% выручки Аэрофлота является валютной.Никто не может однозначно указать, каким будет курс через год, два, а тем более через 12 лет. Если предположить, рубль продолжит укрепляться, это в конечном итоге позволит сделать переоценку платежей уже в положительную для нас сторону. По РСБУ ОАО Аэрофлот получил чистую прибыль 13 млрд руб. (+19% по сравнению с 2013 годом).
Конференц-звонок и вебкаст по результатам 2014 года
Сегодня Аэрофлот проведет конференц-звонок и вебкаст для инвесторов и аналитиков с участием Шамиля Курмашова, заместителя генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами ОАО «Аэрофлот» и Джорджио Каллегари, заместителя генерального директора по стратегии и альянсам ОАО «Аэрофлот».
Время начала звонка и вебкаста: 17:00 по Московскому времени (14:00 по Лондону, 9:00 по Нью-Йорку).
Телефонные номера для подключения к конференции и ссылка на вебкаст приведены ниже.
Номера для подключения к звонку:
Россия: +7 495 213 0977
Великобритания: +44 20 3427 1912
Великобритания (toll free): 0 800 279 4841
США: +1 212 444 0896
США (toll free): 1 877 280 1254
Номер конференции: 1711281
Ссылка на вебкаст:
http://www.audio-webcast.com/cgi-bin/visitors.ssp?fn=visitor&id=2561
[1] EBITDAR = EBITDA до вычета расходов по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.
[2] Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.
[3] EBITDAR = EBITDA до вычета расходов по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.
[4] Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.
[5] Чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.