16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.14 / ₽ 8212
  • RTS1178.69
14 мая 2015, 21:56 Право

Генерала МВД Быкова отправили в СИЗО за «золотые парашюты»

Лента новостей

Басманный суд Москвы в четверг арестовал бывшего начальника ГУ МВД по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО), генерал-майора полиции Виталия Быкова. Его обвиняют в растрате более 19 миллионов рублей

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Басманный суд Москвы в четверг санкционировал арест бывшего начальника ГУ МВД по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО), генерал-майора полиции Виталия Быкова. В рамках дела о так называемых «золотых парашютах». Он обвиняется в растрате 19,1 млн рублей бюджетных средств, которые были выписаны в виде премий трем десяткам полицейских начальников после расформирования окружного управления МВД. Сам генерал во время ареста не отрицал, что поощрил подчиненных, но не понимает, в чем тут преступление.

Заседание суда по вопросу избрания Быкову меры пресечения началось уже после шести часов вечера, когда суд официально закончил свою работу. Помимо приставов в зале зачем-то присутствовал кинолог со служебной собакой-ротвейлером. Доставленный накануне из Санкт-Петербурга в Москву 56-летний генерал выглядел довольно бодрым. Поддержать его приехал сын.

Из Петербурга в Москву

Уголовное дело о так называемых «золотых парашютах» было возбуждено Следственным управлением по Северо-Западному федеральному округу СКР в июле прошлого года по статье 292 УК РФ «Служебный подлог». Это произошло после того, как в СМИ просочилась информация о том, что 32 высокопоставленных сотрудника ГУ МВД по СЗФО получили солидные премии от 340 до 700 тысяч рублей.

По бумагам их выдали весной прошлого года, перед тем как в мае 2014 года президент подписал указ о расформировании главков МВД в федеральных округах. Однако в ходе следствия выяснилось, что приказы, датированные мартом-апрелем 2014 года, были оформлены задним числом и на самом деле были изданы в мае того же года, когда формально ГУ МВД по СЗФО уже было упразднено. Приказы о премировании «за отличную службу, выдающиеся успехи в розыскной деятельности и выполнение особо ответственных заданий» подписывал генерал-майор полиции Виталий Быков.

Расследование буксовало, а должностные лица полиции проходили по делу лишь как свидетели, пока дело из Санкт-Петербурга не передали в Москву. 12 мая этого года Главное следственное управление СКР возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ («Растрата в особо крупном размере»).

Его фигурантами стали четверо: бывший начальник ГУ МВД по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО), генерал-майор полиции Виталий Быков, а также трое его подчиненных: бывший начальник финансово-экономического отдела этого ведомства, полковник внутренней службы Светлана Шатова, начальник отдела кадров ГУ МВД по СЗФО Ирина Бурханова, а также руководитель Центра тылового обеспечения Иван Лозюк. Последних заподозрили в пособничестве в растрате (ч.5 ст. 33, ч.4 ст. 160 УК РФ).

Накануне сотрудники ФСБ и Следственного комитета провели обыски дома у Виталия Быкова в Санкт-Петербурге, а также в квартирах других подозреваемых. Генерала задержали и доставили в Москву, где ему предъявили обвинение в растрате в особо крупном размере (по ч. 4 ст. 160 УК РФ). Ему грозит до 10 лет лишения свободы.

О давлении на подчиненных и уничтожении улик

Ходатайствуя о заключении генерала под стражу, следователь СКР Роман Мухачев коснулся большого резонанса, которое вызвало дело о «золотых парашютах». «Последние несколько лет у общественности уже набили оскомину новости о выплатах руководителям коммерческих и государственных предприятий в огромных объемах», — начал он. Сыщик отметил, что инкриминируемое Быкову преступление относится к преступлениям против госсобственности и находится «на стыке двух данных новостей», поскольку он был руководителем юрлица, проходившего процедуру ликвидации.

Следователь заявил, что растрату Быков совершил «группой лиц по предварительному сговору», и оставлять на свободе его нельзя.

Просьбу об аресте сыщик мотивировал тем, что, как бывший сотрудник полиции, обвиняемый «в полной мере осведомлен о тактике и мере проведения следственных действий». В оперативной справке, приложенной к ходатайству СКР, говорилось о том, что Быковым «принимались и принимаются меры к сокрытию совершенного поступления, путем внесения изменений в документы и их уничтожения». Кроме того, генерал якобы пытался убедить своих бывших сотрудников дать показания в его пользу, а также заручиться покровительством высокопоставленных должностных лиц «для принятия решения в его пользу».

Следователя поддержал прокурор. Он заявил, что «возможности воспрепятствовать судопроизводству налицо», а противопоказаний для содержания Быкова в СИЗО по возрасту или состоянию здоровья не установлено.

Предположения и догадки

Сам Быков и его адвокаты были категорически против удовлетворения ходатайства об аресте. Защищающие генерала адвокаты Роман Александров и Константин Рыбалов утверждали, что оснований для привлечения их клиента к уголовной ответственности вообще не было, так же как нет их и для избрания столь суровой меры пресечения, как содержание под стражей.

«Если Быков — бывший начальник, то, следовательно, он не должностное лицо и не является субъектом статьи 160 УК РФ, — указал Роман Александров. — А если он — должностное лицо, то он может выписывать премии, и в чем преступление?!».

Заявления следователя о «золотых парашютах» защитник назвал просто «красивыми словами», отметив, что следствие ничем не подтвердило мотив о том, что у Быкова была личная «корыстная заинтересованность». «Сам он себе премии не выписывал и никакой выгоды не получил», — указал адвокат.

Он отметил, что до передачи дела в Москву оно на протяжении 10 месяцев расследовалось в Санкт-Петербурге, и за это время Быков не раз давал показания в качестве свидетеля, участвовал в очных ставках. «Никаких попыток скрыться и помешать следствию он не предпринимал», — отметил юрист.

Другой адвокат Быкова Константин Рыбалов назвал доводы следствия о давлении на свидетелей и уничтожении улик «предположениями и догадками», которые ничем не подтверждены.

Защитники просили суд в качестве альтернативы заключению под стражу поместить Быкова под домашний арест.

Генерал рассказал, как все было

Сам задержанный заявил, что никакого преступления не совершал и скрываться от следствия не намерен. Виталий Быков также опроверг обвинение в том, что он пытался воздействовать на бывших подчиненных: «Никакого давления на бывших сотрудников я не оказывал. Разговоры, которые ведись, это общие разговоры, — сказал он. — Я не совершал преступления, никакой корыстной личной заинтересованности у меня не было». Генерал подтвердил, что выписал подчиненным премии, но не понимал, в чем здесь заключается преступление. «Я не могу понять, в чем я виноват? Да, действительно, приказы на выплату премий были подписаны, я это не отрицаю», — сказал обвиняемый.

Быков рассказал, что в соответствии с рапортами руководителей подразделений 32 человека были представлены к денежному поощрению. Премии планировалось выплатить по итогам года, к Олимпиаде, но МВД экономило средства. Когда же стало известно об упразднении окружных управлений, премии решено было выплатить. Быков отметил, что, фактически, ликвидация ГУ МВД по Северо-Западному федеральному округу состоялась не 5 мая 2014 года, когда президент подписал соответствующий указ, а лишь 11 ноября, когда управление исключили из Единого госреестра юридических лиц. Поэтому говорить о том, что премии выплатили уже после ликвидации управления, нельзя. Быков отметил, что никаких претензий по поводу выплаты премий не было, пока не появились публикации в СМИ. «Не успею я к следователю прийти, как мне звонят на сотовый и спрашивают: как вы можете прокомментировать свой вызов», — возмутился задержанный. По его мнению, речь идет об «умышленной дискредитации». Генерал добавил, что ликвидация управления проходила непросто: многие брали больничные, поскольку не хватало «нервов и здоровья». Сам он полтора месяца пробыл в госпитале.

Быков поддержал просьбу защиты о домашнем аресте. При избрании меры пресечения он просил суд учесть то, что у него имеются проблемы с давлением, ишемическая болезнь сердца, язва желудка, а также «различные переломы, которые постоянно дают о себе знать». Также генерал добавил, что недавно у него обнаружили опухоль, и в пятницу, 15 мая он должен был проходить обследование.

Однако, пробыв в совещательной комнате чуть более часа, судья Елена Ленская удовлетворила просьбу следствия и поместила Быкова в СИЗО до 12 июля.

Защитники намерены обжаловать решение об аресте в Мосгорсуде. Покидая суд, они отметили, что 19 миллионов рублей, в растрате которых обвиняют их клиента, — это был вовсе не весь денежный фонд ГУ МВД по СЗФО, а только 20% от него. Остальные же денежные средства, выделенные окружному управлению полиции, были возвращены государству.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию