16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.18 / ₽ 8158
  • RTS1171.06
18 января 2016, 14:14 Финансы

Причина отставки Шаталова — конфликт с нефтяниками?

Лента новостей

Главный куратор налоговой системы освобожден от должности: его отправили на пенсию. Однако он останется внештатным советником в министерстве финансов. В чем причины ухода создателя налогового кодекса?

Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.
Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Замминистра финансов и главный куратор налоговой системы Сергей Шаталов освобожден от должности в связи с выходом на пенсию. Он останется внештатным советником в Минфине. Распоряжение уже опубликовано. В начале января Шаталову исполнилось 66 лет.

Сообщения о том, что ключевой автор налоговой реформы и создатель налогового кодекса страны уйдет на пенсию, появились в СМИ еще осенью. «Ведомости» писали, что Шаталов собирался уйти в отставку еще в 2015 году, но его попросили остаться.

Уход Шаталова Business FM обсудила с бывшим министром экономики, председателем партии «Гражданская инициатива» Андреем Нечаевым. С ним беседовала Диана Лесничая.

Среди экспертов есть мнение, согласно которому за отставкой Шаталова может стоять глава думского Комитета по налогам единоросс Андрей Макаров. Говорили, что «Шаталов блокировал, мягко говоря, странные инициативы Макарова». Как вам такая версия?
Андрей Нечаев: Я не знаю относительно того, насколько в этом была инициатива Макарова, но то, что Сергей Шаталов был одним из наиболее известных и квалифицированных специалистов в области налоговой системы… он действительно ставил преграды на пути разного рода экзотических предложений, связанных с модификацией налоговой системы.
Есть кто-то еще, кому могла быть неудобна линия, проводимая Шаталовым?
Андрей Нечаев: Человек, который отвечает за налоги, в той или иной мере неудобен всем, потому что налоги платить никто не хочет. Но другое дело, что отчасти какие-то упреки в адрес Шаталова были справедливы, потому что он уж очень жестко всегда отстаивал доходную часть бюджета, связанную с налогами, и всегда был противником большинства налоговых послаблений, как в части ставок, так и в части налоговой базы. Но кому конкретно Шаталов переходил дорогу, я не знаю и заниматься домыслами не хочу.
Что касается нефтяников, Минфин осенью предлагал изъять у них часть маржи, которую они получили из-за девальвации рубля через изменение формулы НДПИ. От этой идеи в начале отказались, а сегодня РБК пишет, что снова к ней вернулись. Этот спор мог какую-то роль сыграть?
Андрей Нечаев: Я не думаю, что за отставкой Шаталова стоят какие-то серьезные заговоры бизнесменов. Они, с одной стороны, может быть, были недовольны какими-то его решениями. Дело в том, что законодательство о налогах у нас меняет Государственная дума, а Минфин издает большое количество разного рода разъясняющих документов в виде писем. За это и отвечал Сергей Шаталов, и в значительной степени такая практика применения налогового законодательства, это была не просто его зона ответственности, но и его конек. Здесь, на этой почве, конечно, могло быть и недовольство, и определенные конфликты.
Должность советника, которую дали Шаталову, что может означать на практике?
Андрей Нечаев: На практике она ровно то, как она называется. Сергей Дмитриевич будет давать советы в той мере, в которой к его советам будет прислушиваться министр финансов. Понятно, что это все-таки не человек, принимающий решения.

Скорее всего, главная причина ухода Шаталова — это все-таки спор с нефтяниками по поводу налога на добычу полезных ископаемых. Так считает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов: «Конечно, конфликт с нефтяниками. Понятно, если нефть формирует 50% бюджета, очевидно, что именно они и боролись с той налоговой системой, которая была. Притом эта система НДПИ была разработана и принята, когда цены были высокие, а новые варианты налога на финансовый результат означали на самом деле, что бюджет будет получать меньше, то есть нефтяники будут себя чувствовать сейчас. Тем не менее, был достигнут компромиссный вариант: одновременно для новых месторождений ввели налог на финансовый результат и оставили НДПИ. Ждали, что он уйдет еще до конца 2015 года, но, видно, договоренность такая была, что после праздников. Собственно, ничего нового не произошло, все было известно еще в октябре. Он ярый «кудринец», он из той команды. И говорить о том, какая налоговая система лучше, хуже, достаточно трудно. Но само то, что бюджет на 50% зависит от нефти — это я не считал бы положительным, как результат налоговой системы. Наша налоговая система основана на двух вещах: нефть и НДС, который достаточно высокий, легко собирается. С этой точки зрения, всегда возникает такое сомнение: а вообще, нужна нам налоговая служба, если у нас есть всего лишь две базовых дойных коровы, может быть, для двух коров не стоит строить большой коровник, может, достаточно хлева небольшого? Были тоже предложения в этой области — повысить НДС, убрать все остальные налоги, но на самом деле проблема в том, что формально у нас нефтяной сектор занимает менее 9% валового продукта, а то, что нефть подорожала в 3-4 раза, привело к тому, что все 100% куда-то делись всего ВВП. Явно система налоговая не очень оптимальна, и за 25 лет она такой и не стала. Я не думаю, что будут систему менять, потому что, во-первых, не очень понятно как, во-вторых, время сейчас такое напряженное, что любые изменения, даже если есть подозрения, что они вызовут возможность снижения поступления налогов, страшно опасны. Плюс к тому, новый человек должен научиться на этой позиции, так как на самом деле нефтяники у нас — люди сильные, и фамилии мы знаем их, и они очень хорошо позиционированы. Я не думаю, что что-то здесь быстро произойдет».

«Ведомости» ранее писали, что Шаталова на его посту может заменить директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. Он возглавляет департамент с конца 2006 года и считается одной из ключевых фигур в налоговой политике.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию