16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
5 апреля 2016, 15:21 Недвижимость

Максим Решетников: «Количество перешло в качество. Теперь надо снова наращивать количество»

Лента новостей

Столичная система поощрения эффективно действующих предприятий обрела законченный вид. Предприятиям предстоит ее «переварить» и принять решение — стать эффективными или уйти с рынка

Максим Решетников.
Максим Решетников. Фото: Павел Бедняков/ТАСС

В этом году на MIPIM — одном из самых серьезных международных инвестиционных форумов рынка недвижимости — Москва решила обойтись без своего павильона. Однако правительственное участие в российской деловой программе было весьма активным и, если можно так выразиться, плотным в том смысле, что было меньше обтекаемых формулировок и больше конкретики. Недавно Москва вышла на тропу войны с неэффективными предприятиями, параллельно решив серьезно поощрять эффективно работающие. О деталях, первых итогах и перспективных направлениях этой работы в эксклюзивном интервью руководителю отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM Валерии Мозгановой рассказал министр правительства Москвы, глава Департамента экономической политики Максим Решетников.

Максим, что за последние месяцы было сделано, и на что бы вы обратили особое внимание как на самые важные решения?
Максим Решетников: Валерия, мы с вами общались последний раз на Сочинском экономическом форуме, и как раз тогда я рассказывал о конструкции, об архитектуре новой системы поддержки промышленных предприятий, технопарков, новых крупных инвестиционных проектов. Все, что мы тогда обсуждали, эти четыре месяца активно реализовывалось. На сегодняшний момент у нас принято все законодательство по поддержке эффективно работающих действующих производств, по поддержке технопарков. Кстати, предусмотрена такая новая форма поддержки, как гарантия от некоммерческих рисков, и мы понимаем, что это потенциально востребованный, перспективный инструмент.
Одновременно с этим мы приняли не просто закон, а уже постановление Москвы: буквально месяц назад были утверждены все критерии, весь порядок отбора. На сегодняшний день эффективно работающие промышленные предприятия могут претендовать на налоговые льготы: общая налоговая нагрузка для них снижается на 10%. И технопарки — иными словами, крупные объекты, где совмещены офисные и производственные функции и где идет инновационная производственная деятельность, причем достаточно широкого спектра — также могут претендовать на налоговые льготы. Размер этих налоговых льгот снижает налоговую нагрузку на 25%. К слову, эта мера оказалась весьма востребована, потому что сейчас очень многие собственники офисов, особенно тех, которые либо на подходе, либо непосредственно вводятся, задумываются, как дальше наполнять эти офисы, какие арендные ставки предлагать рынку. Разработанная нами система как раз заставляет их задуматься, может быть, уже более четко профилировать свои объекты, заниматься именно привлечением малых и средних инновационных компаний, производственных компаний, компаний, которые занимаются исследованиями, IT-бизнесом и так далее.
То есть, по сути, перепрофилировать классические офисы в технопарки?

Максим Решетников: Да, абсолютно верно. Более того, промышленные компании и предприятия уже к нам обращаются за получением этих льгот: у нас на рассмотрении на сегодняшний момент 12 заявок и подано семь полных комплектов документов. Думаю, в ближайшее время состоится первое заседание межведомственной комиссии, которую возглавляет Наталья Сергунина, по рассмотрению всех поступивших материалов. Вполне возможно, что уже в ближайшее время мы начнем присваивать компаниям соответствующий статус. Технология отработана, всю информацию можно посмотреть на инвестиционном портале, там же можно подать все документы, можно обратиться в Департамент промышленности за консультациями — вся система развернута.

Теперь мы рассчитываем, что промышленные компании будут более активно не просто заявляться на льготы, а что они посмотрят на свою деятельность, проанализируют и переверстают ее, поскольку мы заложили определенные механизмы и мотивируем предприятия к определенным вещам. Какие это вещи? Первое — инвестировать в свое производство. Второе — делать производство более компактным, иными словами, высвобождать неиспользуемые территории и земельные участки: поскольку все наши льготы идут в расчете на гектар площади, это очень важно для предприятий. Третье — выплачивать высокую заработную плату, потому что еще один основной показатель — это размер фонда оплаты труда на один гектар, средней заработной платы и так далее.

Мы рассчитываем, что предприятия сейчас скорректируют свое поведение в расчете на эту систему льгот, что в конечном итоге должно привести к созданию новых рабочих мест на этих территориях. Производство повысит свою эффективность, уплотнится, и те предприятия, которые думают, где дальше развиваться (а мы ведь все понимаем, что конкуренция сейчас за промышленные предприятия между регионами очень высокая), все-таки свою дальнейшую судьбу свяжут с Москвой. В этом суть нашей стратегии.

В последнее время в словаре московского правительства помимо словосочетания «налоговые льготы» появилось слово «субсидии». Что за ним скрывается?
Максим Решетников: Вы знаете, у меня к этому слову сложное отношение. Когда мы говорим о субсидиях компаниям, надо очень серьезно думать. У Москвы ведь был опыт раздачи субсидий предприятиям, и ничего хорошего из этого не получилось. А сейчас слово «субсидия» возвращается, но, скорее, в ином понимании — субсидии на развитие инфраструктуры. Как правило, мы говорим вот о чем: в ряде случаев вступает в силу федеральная программа, благодаря которой часть налогов с промышленных территорий может вернуться субъекту, и субъект их может вложить в инфраструктуру. Мы внимательно смотрим на эту программу и планируем в ней участвовать, готовим заявки и тем самым получаем дополнительные ресурсы для развития инфраструктуры. Еще раз подчеркну: это не субсидии конкретным предприятиям, а скорее программа дополнительного развития инфраструктуры для такого рода промышленных территорий и индустриальных парков.
Сейчас уже можно применительно к этим субсидиям говорить, кто в первую очередь может на них претендовать?
Максим Решетников: Еще рано, детали дорабатываются. Все-таки субсидии — это деньги из бюджета, то есть деньги, кем-то заработанные, какими-то налогоплательщиками. И это очень плохо, когда средства от одних налогоплательщиков отдаются другим. Поэтому мы все-таки идем по пути предоставления налоговых льгот, потому что налоговые льготы — это когда мы тебе оставляем, условно говоря, часть того, что ты заработал, и это более справедливая система: чем больше ты заработал, тем по факту больше у тебя осталось. При этом предоставление налоговых льгот — это экономически абсолютно оправданный механизм, в том числе и для города, экономически абсолютно понятная конструкция.
Можно ли сегодня привести пример, когда описанный подход, эта выстроенная схема заставила кого-нибудь при выборе размещения своего производства отдать предпочтение именно Москве, а не Калуге или Екатеринбургу?
Максим Решетников: На вербальном уровне, на уровне переговоров с компаниями они признают, что все наши шаги очень существенны, и для их планов, оценки своих перспектив важно, чтобы наша система сложилась, заработала, показала свою эффективность. Но давайте понимать, что это длительные процессы. Мы очень любим, посадив сегодня картошку, приходить на следующий день и смотреть, насколько она проросла. Нужно время! И для этой системы нужно время, и для того, чтобы пропитать этими идеями промышленные предприятия. Элементарно: промышленные предприятия, их имущественные комплексы, их правоотношения, регистрация земли, недвижимости и так далее — все зачастую находится в очень удручающем состоянии. Даже просто привести все это в порядок, сделать из территории актив, должным образом его упаковать — все требует времени, усилий, понимания.
И тут мы готовы всячески помогать: на сегодняшний день с промышленными компаниями, которые работают на территории города, с крупными корпорациями — со всеми выстроены рабочие отношения. Все понимают, что город слышит, готов двигаться, мы стараемся максимально быстро, насколько это возможно, реагировать на запросы, в том числе где-то меняем законодательство, где-то меняем свои правила. Это стратегия города, который неоднократно озвучивал свою жесткую позицию: на промышленных территориях должны создаваться рабочие места, предприятия должны развиваться. И бизнес видит эту позицию.
Система выглядит довольно стройной и логичной. Тем не менее, наверное, есть еще какие-то шаги, которые необходимо предпринять, какие-то звенья, которые в эту систему надо встроить. Что дальше, какие перспективы?
Максим Решетников: Есть такое интересное сравнение, что все-таки система государственного управления — это не прутик, который можно согнуть так или этак; это, скорее, губка, которую надо пропитывать. На сегодняшний момент мы создали конструкцию, теперь надо дать ей время пропитаться, чтобы были отработаны технологии, чтобы предприятия поняли эти правила, чтобы разобрались в своих документах — я уже говорил, что там зачастую хаос. Постепенно, думаю, все выстроится. Теперь наше основное направление — это работа с предприятиями, разъяснение, помощь, и никаких громких инициатив тут быть не может. У нас есть четкий KPI, сколько предприятий получат статус, сколько предприятий получат поддержку, сколько будет создано новых рабочих мест, и мы по этим KPI будем системно работать уже с публичной отчетностью перед москвичами по итогам полугодия, по итогам года. Но сейчас, подчеркну, началась рутинная, обыкновенная работа.
Революция закончилась?
Максим Решетников: Я бы сказал, что завершен очередной этап эволюции. Количество перешло в качество, теперь надо снова наращивать количество.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию