16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
30 ноября 2017, 10:20 Политика

Без социальных обещаний в России на выборы не ходят. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Путин обратился к вопросу повышения пенсионного возраста, а также объявил о новых мерах поддержки семей и стимулирования рождаемости. Можно ли считать это фактическим началом предвыборной кампании?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В ходе посещения ремонтно-экипировочного депо на железнодорожной станции «Москва-Киевская» президент Владимир Путин затронул вопрос повышения пенсионного возраста. Заметив, что это чувствительный вопрос для граждан, он обещал, что решение по этому вопросу не может быть принято кулуарно.

Российский президент объявил о новых мерах поддержки семей и стимулирования рождаемости. С 1 января 2018 года в России появится новый вид социальных выплат — пособие для семей, в которых родился первый ребенок. Выплачивать его будут ежемесячно до достижения первенцем возраста полутора лет. Является ли обращение к социальной проблематике признаком того, что Владимир Путин фактически начинает свою предвыборную кампанию? Об этом в комментарии Георгия Бовта.

Владимир Путин уже не раз отказывался отвечать на вопрос, будет ли он снова баллотироваться. Однако неформальное начало избирательной кампании ему приписывали уже неоднократно.

То же самое можно сделать и теперь, когда он второй день подряд обращается к самым актуальным социальным проблемам. Притом что Россия — страна преимущественно левой ориентации, с большой долей патерналистски настроенного населения. Любой кандидат на любую выборную должность должен иметь в своем багаже непременный набор соответствующих предложений, а вернее сказать — обещаний.

Банальный упрощенный популистский подход состоит в том, чтобы раздавать обещания направо и налево. Наиболее щедро — самым многочисленным слоям населения, которые в нашей стране являются одновременно и менее обеспеченными, и более электорально активными. В иных случаях так и вовсе пенсионеры да скромно живущие бюджетники решают вопрос явки, а вслед за этим и исход голосования.

Однако времена, когда можно было все обещать всем, закончились. Да и не таков нынешний президент с его-то рейтингом одобрения, чтобы опускаться до дешевого популизма. В своих нынешних социальных обещаниях он учитывает напряженность текущего экономического момента.

Касаясь вопроса повышения пенсионного возраста, Путин не дает окончательного ответа и не выражает личного мнения. Его можно лишь угадывать по отдельным нюансам. Он говорит, что вопрос не простой, и вот, мол, есть такая точка зрения — в пользу повышения, сторонники которой уверяют, что отсрочка такого решения скажется на устойчивости пенсионной системы. Да и не менялся у нас пенсионный возраст с 30-х годов прошлого века.

Продолжительность жизни растет, но не так, как в Европе. В общем, на фоне прежних решительных опровержений намерений повысить возраст выхода на пенсию, такие рассуждения можно прочесть как начало подготовки к этому. Однако это точно не будет подано как решение президента — скорее, как неизбежная уступка велению времени, оформленная правительством и парламентом.

Что же касается поощрения рождаемости, то Путин продолжил линию, которая уже неоднократно прослеживалась в его публичных встречах и выступлениях в этом году. Условно ее можно назвать как «ставка на молодежь». Программа материнского капитала в свое время сыграла определенную роль не только в повышении рождаемости, но и в укреплении поддержки власти. Логично этот курс продолжить.

Конечно, существует точка зрения многих демографов, которые полагают, что прямые денежные выплаты не оказывают решающего влияния на рост рождаемости, хотя бы в силу текущих демографических условий: ведь численность женщин детородного возраста не может резко увеличиться после соответствующего правительственного постановления. Однако российские власти исходят из другого понимания: Россия — прежде всего довольно бедная страна, а в таких странах как раз материальный фактор оказывает более стимулирующее влияние.

Сумма ежемесячных выплат на первого ребенка составит внушительные по российским меркам 10,5 тысячи рублей. Народ это оценит. Однако и тут отдана дань сложным экономическим условиям: помощь будет адресная, в отличие от материнского капитала. Ее получат семьи, где среднедушевой доход составляет менее полутора прожиточных минимумов трудоспособного населения.

Таким образом, минимум один пункт из социального раздела можно включать в предвыборную платформу. Вряд ли она появится до марта следующего года как целостный и окончательно выверенный экономический курс, сформулированный хоть на основе «Стратегии роста» бизнес-омбудсмена Бориса Титова, хоть на основе предложений Алексея Кудрина, хоть сводной программы в исполнении Минэкономразвития. Скорее всего, в ходе предвыборной кампании будут освещаться разные аспекты будущей экономической политики, разумеется, с акцентом на социальную сферу, а потом будут новые «майские указы».

Можно, конечно, задаться чисто теоретическим вопросом: а смог бы столь популярный политик, как Путин, выиграть выборы, идя на них с откровенной праволиберальной платформой с элементами заведомо непопулярной «шоковой терапии»? Однако всем ясно, что на такие эксперименты никто сейчас не пойдет. Да и зачем, собственно? Народ ведь выбирает не программу, а конкретного человека.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию