Закон о реинтеграции Донбасса ставит крест на минских соглашениях? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
В нем, например, Россия названа «агрессором», якобы «оккупировавшим» ряд территорий в Донецкой и Луганской областях
Верховная Рада Украины приняла закон о реинтеграции Донбасса, в котором Россия названа «агрессором», якобы «оккупировавшим» ряд территорий в Донецкой и Луганской областях. Упоминания минских соглашений в окончательном тексте закона нет, хотя в первом чтении оно было.
Российский МИД уже заявил, что данный закон «фактически хоронит минские договоренности, а также «нормандский формат». МИД России считает, что «Киев пытается снять с себя всю ответственность за те разрушения и страдания, которые приносят народу бездумные действия властей Украины, и переложить вину на Россию».
Документ также назвали «подготовкой к новой войне», указав на то, что антитеррористическую операцию против ДНР и ЛНР решено переформатировать в войсковую. Ею будет руководить некий объединенный оперативный штаб, подчиняющийся напрямую президенту Украины Петру Порошенко. Что дальше? Об этом — в комментарии политолога Георгия Бовта.
Некоторые имеющие доступ к инсайду украинской политики политологи отмечают, что до недавнего времени президент Порошенко не торопился с принятием закона, первое чтение которого прошло еще в начале октября. И тут вдруг — оперативное голосование.
Можно предположить, что закон был согласован с западными партнерами и приурочен ко времени объявления о новых санкциях против России со стороны США. Очевидно, в расчете на то, что в данной ситуации Москва не станет делать резких движений.
То, что Украина не пошла на денонсацию Договора о дружбе и сотрудничестве 1997 года и разрыв дипотношений с теми, кого называет «страной-агрессором», тоже, видимо, согласовано. К тому же упомянутый договор считается в Киеве юридической гарантией территориальной целостности Украины, а разрыв дипотношений оставит без работы в России сотни тысяч украинцев, лишив доходов от их заработков миллионы членов их семей.
Те, кто говорят, что закон о реинтеграции Донбасса «фактически хоронит минские соглашения», правы, но лишь в той части, в которой эти соглашения можно считать работающими. То есть закон, если их и хоронит, то точно не заживо, а уже скончавшимися. Он фиксирует ровно ту ситуацию, которая сложилась на сегодня по факту.
Руководство ЛНР и ДНР признано «террористами» и «марионетками» Москвы, с ними отказываются вести дела. Это противоречит минским соглашениям, подписанным, в том числе, руководителями ЛНР и ДНР. Также там был пункт об амнистии всем участникам войны. Но закон об амнистии так и не был принят Украиной. Прямых контактов с лидерами ЛНР и ДНР Киев на официальном уровне не поддерживал. Не был принят и прописанный в минских соглашениях закон об особом статусе Донбасса. Нынешний закон перечеркивает и этот невыполненный пункт.
«Ответственность» за все происходящее на так называемых «оккупированных территориях» возлагается на Россию, однако Донбасс на сегодня и так находится в блокаде со стороны Украины и на содержании Москвы. Практически ничего из обещанного Порошенко в ходе переговоров в «нормандском формате» относительно выплат пенсий, пособий и выполнения прочих социальных обязательств, все равно сделано не было.
В законе также сказано, что Киев не признает никаких документов ЛНР и ДНР, кроме свидетельств о рождении и смерти. Однако по факту он их и не признавал. В то же время новый закон не запрещает прямо торговлю с так называемыми оккупированными территориями, что кажется парадоксальным.
А подчинение всех вооруженных сил в рамках войсковой операции против самопровозглашенных республик под руководством президента Порошенко с исключительными полномочиями можно также понимать и как стремление ограничить прежнюю самодеятельность по этой части всяких добровольческих батальонов вроде тех, что финансировал на начальном этапе войны ныне опальный олигарх Коломойский.
Порошенко хитроумно оградил себя от обвинений со стороны тех же гарантов «нормандского формата» в лице Германии и Франции в том, что он-де выходит в одностороннем порядке из минских соглашений. Нет, ну что вы, будет на это говорить Петр Алексеевич, мы по-прежнему всячески привержены стремлению решить все дипломатическим путем.
Собственно, никаких положений, которые в императивной форме указывали бы исполнительной власти, что ей надо предпринять для освобождения Донбасса, в законе нет. Скорее, он рассчитан на то, чтобы стать еще одним фактором давления на Москву посредством Запада.
Так что вскоре, видимо, уже после примерного обозначения масштабов готовящихся новых американских санкций против России на дипломатическом горизонте вновь обозначится фигура спецпредставителя президента Трампа по Украине Курта Волкера, который предложит уже официально утвердить новый формат урегулирования на Украине вместо минских соглашений. Примерно из одного пункта — о передаче контроля Киеву за российско-украинской границей на юго-востоке. Тем более что Рада эти соглашения не только де-факто похоронила, но и уже отпела.