16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.76 / ₽ 7980
  • RTS1129.50
17 января 2019, 17:48 ОбществоСМИ

Может ли российским изданием владеть человек с двойным гражданством? Это придется прояснить Госдуме

Лента новостей

КС обязал Думу скорректировать статью закона «О СМИ», которая запрещает иностранцам учреждать или контролировать издания в РФ. Жалоба поступила от Евгения Финкельштейна

Евгений Финкельштейн.
Евгений Финкельштейн. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Конституционный суд обязал Госдуму уточнить нормы закона о гражданстве учредителей СМИ. Парламенту предстоит прояснить, может ли владеть российским изданием человек с двойным гражданством. К такому решению КС пришел после того, как получил жалобу от предпринимателя Евгения Финкельштейна.

Финкельштейн — президент корпорации PMI, он владелец 49% уставного капитала ООО «Радио-Шанс»: медиаменеджер, а не владелец частот. У него два гражданства — России и Нидерландов. Другой владелец ООО «Радио-Шанс» — АО «Русское радио — Евразия», входит в холдинг «Русская медиагруппа».

По решению внеочередного общего собрания участников компании мажоритарный акционер, то есть «Русская медиагруппа», безвозмездно получил лицензию на радиовещание в Санкт-Петербурге. При этом мнения Финкельштейна по этому вопросу не учли.

Оспорить решение Финкельштейну в судах разных инстанций не удалось. Суды ссылались на то, что он одновременно гражданин двух государств, поэтому не может быть участником радиовещательной организации и не имеет права обжаловать решение органов управления общества в суде.

Согласно поправкам в закон о СМИ, которые внесли в 2014 году, если более 20% издания принадлежит иностранцам, то такое СМИ не может работать — оно рано или поздно столкнется с запретом Роскомнадзора.

Рассмотрение дела Финкельштейна во всех инстанциях заняло почти год. Вот что рассказал он сам Business FM:

Евгений Финкельштейн бизнесмен «Нормы закона были использованы в Арбитражном суде, который созывался и отказал мне во владении тем, что было переведено, потому что лицензия — это актив, и с 49% лицензии я не мог ничего сделать, в том числе продать, потому что на продажу «Русская медиагруппа» не отвечала, на покупку всей доли. В конце концов, я только увидел, что сама лицензия была полностью переведена на «Русскую медиагруппу». Поэтому мы проиграли все суды, так как суд ссылался на норму этого закона, в которой было написано, что это неконституционно. Соответственно, сейчас я даже ждать не собираюсь и не буду. Я сейчас поеду в Арбитражный суд, буду восстанавливать 49% — мою упущенную прибыль за все годы. Этот актив стоит около 4-5 млн долларов. Я считаю, что справедливость восторжествовала».

После вступления поправок в закон о СМИ было не ясно, что делать с теми изданиями, которые созданы с участием иностранцев и людей с двойным гражданством. Например, немецкая медиагруппа Axel Springer была вынуждена продать свои активы в России. Издания, в том числе российскую версию журнала Forbes, приобрел издательский дом ACMG Александра Федотова.

Для журнала Forbes это в итоге обернулось громким скандалом. Сотрудникам не выплачивали зарплаты. В июне прошлого года там уволили главного редактора. Из одного из номеров исчезла статья о бизнесе братьев Магомедовых. В августе сменился владелец российского издания.

Как вопросы с ограничениями на владение и учреждение СМИ иностранцами и людьми с двумя гражданствами регулируются за рубежом? Объясняет адвокат, руководитель команды «29» Иван Павлов:

— Например, в Соединенных Штатах есть Первая поправка, которая гарантирует свободу слова и любые поползновения, связанные с ограничением этого права немедленно пресекаются, как на уровне штата, так и на уровне всех штатов, то есть на национальном уровне. В Европе, наверное, где-то так, где-то иначе. Но российская тенденция заключается в том, что с определенного момента Россия идет по пути ограничения свободы слова и ограничения средств массовой информации.

— Заявление Конституционного суда может что-то изменить, правильно мы понимаем? Если это вдруг обретет какие-то последствия в законе?

— Кардинально это ничего не изменит, но даст возможность какого-то участия иностранного элемента в средствах массовой информации. Иностранный элемент — это либо иностранный гражданин, либо это организация, где иностранный капитал занимает более 20% в уставном капитале.

До 2014 года участие иностранного капитала не должно было превышать 50%. При этом печатных СМИ ограничения не касались.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию