16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.87 / ₽ 8197
  • RTS1163.50
16 августа 2019, 10:40 Политика

Виноват ли «Яндекс» в думских фейках? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В Госдуме озаботились тем, какие темы попадают в топ «Яндекс.Новостей», и даже предложили поисковой системе исправить свой алгоритм

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В «Яндексе» заявили, что алгоритм попадания новостей в топ прозрачен, а сообщения о событиях ранжируются таким образом, чтобы дать пользователю в первую очередь ссылки на новости от известных и уважаемых СМИ. У «Яндекс.Новостей» нет редакции, все новости собираются автоматически и показываются в том виде, в каком были опубликованы на странице СМИ, отметили в IT-компании.

Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин встретился с первым замруководителя фракции «Единая Россия» Андреем Исаевым и обсудил ситуацию с «искажением в СМИ и активным продвижением новостным агрегатором «Яндекса» информации о якобы имеющей место инициативе по запрету использования старых автомобилей». Чего теперь ждать от Думы?

Вячеслав Володин не первый раз поднимает вопрос о фейках, намекая, что надо пожестче регулировать интернет. Не далее как в феврале думский спикер поручил провести проверку по следам публикации сетевого ресурса Ura.ru после заметки про якобы имевшийся законопроект о запрете покупать машину без гаража.

Издание ссылалось на анонимный источник в парламенте, сообщение прокомментировали представители ряда НКО и пара депутатов. Правда, Дума сразу решительно отмежевалась от такой инициативы: никакого законопроекта не было, а были чьи-то туманные рассуждения. Но новость успела разойтись по многим СМИ, в том числе официальным, и вплоть до опровержения самой Думы мало кто позволил себе откровенно назвать данную новеллу бредом сивой кобылы. Мало ли чего в Думе предлагают запретить. Привыкли уж.

Примерно на этом построена технология кликбейта, когда заведомо желтушный заголовок, лишь внешне правдоподобный, но подчас не соответствующий сути заметки, рассчитан на то, чтобы увеличить трафик информресурса и его доходы.

Тогда поднятая в Думе кампания привела уже вскорости к принятию закона о наказании за фейковые новости. Судя по всему, скандал вокруг безгаражных машин был лишь поводом для принятия этого закона, который, едва заработав, подтвердил опасения о том, что его будут использовать как цензуру, особенно когда речь идет о происшествиях, авариях, катастрофах и прочих ЧП, когда властям неудобно или нежелательно откровенничать об их причинах и обстоятельствах.

На сей раз поводом для аж внеочередного заседания совета Думы стала инициатива запретить эксплуатацию старых транспортных средств, которая была в СМИ подана под типичным заголовком «В Думе предложили запретить». А государственное, а вовсе не фейковое агентство РИА Новости так и добавило к этому такую фразу: «Минпромторг рассматривает эту инициативу». После резкой реакции общества на такую идею руководство Думы в досаде и раздражении делает вид, что это, мол, частная инициатива какого-то депутата и нечего какому-то там «Яндексу» это раздувать.

Между тем, в отличие от февральской истории с гаражами, у этой идеи есть по крайней мере один конкретный автор — зампред комитета Госдумы по экономической политике Альфия Когогина (фракция «Единая Россия»). Кстати, госагентство авторство и партийность в своем сообщении тактично не указывает. Она направила письмо в различные ведомства не с бухты-барахты, а по итогам круглого стола, состоявшегося в Думе в конце июня. И в письме зампреда комитета, попавшем в газету «Коммерсантъ», есть предложение проработать вопрос о «законодательном запрете использования автомототранспортных средств, достигших предельных сроков эксплуатации».

Наверное, все же не «Яндекс» с его алгоритмами виноват в том, что во фракции думского большинства такая партийная дисциплина, когда даже не самые рядовые члены позволяют себе высказывать идеи, которые потом руководство называет фейками. Тут надо бы партийные алгоритмы поправить, а не новостных агрегаторов.

Впрочем, судя по всему, весь нынешний шум нужен для другого: для продвижения законопроекта депутата от той же «Единой России» Антона Горелкина об ограничении иностранного участия в значимых информационных ресурсах. Это как раз про «Яндекс». Его тоже обсудят на заседании совета Думы 19 августа и постараются найти такие аргументы, которые позволят сделать алгоритмы «Яндекса» более «политически грамотными».

А что касается кликбейта, который в Думе никого не возмущает, то вот лишь некоторые за последние дни, связанные только с Украиной, появившиеся на ресурсах, которые можно назвать провластными: «На Украине предложили разработать проект по «расчленению России» (Федеральное агентство новостей о записи одного местного журналиста в соцсетях); «На Украине предложили взять в заложники Венедиктова» (интернет-газета «Взгляд» о реплике другого бывшего российского журналиста, живущего в Киеве); «На Украине предложили сделать доллар США национальной валютой» («Рен ТВ» о некой петиции, придуманной никому не известным деятелем). Про эти фейки лоялисты могли бы сказать, перефразируя известную реплику из фильма «Берегись автомобиля»: этот фейк — он у того, у кого надо, фейк.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию