16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.00 / ₽ 8027
  • RTS1128.26
12 ноября 2019, 14:13 Право

Знакомые коррупционеров лишатся имущества, если не докажут его законность

Лента новостей

Конституционный суд отказался рассматривать жалобы осужденного экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко и его родных и знакомых

Дмитрий Захарченко.
Дмитрий Захарченко. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Обновлено в 15:36

Конституционный суд не стал рассматривать жалобы осужденного экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко. У него, его родителей, сестры и бывших подруг конфисковали собственность на 9,5 млрд рублей, а потом еще почти на 500 млн рублей.

По мнению заявителей, изъятие у друзей и родственников Захарченко имущества было незаконным, пишет газета «Ведомости». Генпрокуратура не смогла доказать, что собственность была куплена на незаконные доходы бывшего силовика. Тем не менее суд решил изъять в пользу государства имущество, которое принадлежало не только Захарченко.

Решение Конституционного суда идет вразрез с законодательством, убежден юрист, председатель Московской коллегии адвокатов «Скрипка, Леонов и партнеры» Игорь Скрипка. Получается, в зоне риска любой человек, который когда-либо пообщался с кем-то, кого в дальнейшем признали коррупционером, отмечает юрист.

Игорь Скрипка юрист, председатель Московской коллегии адвокатов «Скрипка, Леонов и партнеры» «Решение крайне странное, поскольку не дает никаких четких критериев в плане доказанности принадлежности имущества коррупционеру, достаточно фактически быть просто знакомым, просто общаться, не быть в состоянии подтвердить источник происхождения имущества. Учитывая несовершенство нашей и налоговой системы, и системы, в которой работает бизнес, если хоть какие-то сомнения остаются в источнике поступления денежных средств у знакомого коррупционера, то фактически можно лишиться любого имущества. Решение Конституционного суда крайне странно — в том плане, что в большинстве случаев наше правосудие работает крайне избирательно. В частности, лица, которые становятся в последнее время фигурантами скандальных антикоррупционных расследований, никогда не привлекались к ответственности, их имущество никогда не изымалось, поскольку у нас действительно несут ответственность граждане только за совершенное преступление. И фактически, если исходить из буквы закона на сегодняшний день, которая действует в РФ, гражданин может отвечать только за то имущество, которое приобретено преступным путем. Если доказан факт совершения преступления либо соучастия в преступлении, если доказано, что в результате именно конкретного преступления было получено конкретное имущество, тогда конфискация возможна. Конституционный суд на сегодняшний день фактически перечеркнул существующую буквальную систему, которая есть в области уголовного права. На сегодняшний день, если исходить из дела полковника Захарченко, достаточно мнения прокуратуры, что данные денежные средства или данное имущество было приобретено преступным путем, а факт знакомства с коррупционером сам по себе кладет на вас какой-то криминальный отпечаток. Фактически гражданина никто не выслушивает, достаточно просто мнения прокуратуры».

Близкие, имеющие отношение к процессу по делу Захарченко, заявляли, что не обязаны доказывать документально, как они приобрели свое имущество, комментирует управляющий партнер юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель.

Сергей Гебель управляющий партнер юридической компании «Гебель и партнеры» «С точки зрения разума и добросовестного поведения участников гражданского оборота ничего не мешало доказать: представляете документы, как вы приобретали, связано, не связано. Вот суд и решил, что есть общий умысел и, наверное, давайте мы это все изымем. С одной стороны, это правильная мера, но с другой стороны, ставит под удар всех добросовестных участников гражданского оборота, которые приобретают это имущество и каким-то совсем, может быть, совсем отдаленно косвенным образом будут связаны с подозреваемым или обвиняемым. По сути, аналогия закона будет применяться в гражданских правоотношениях. Еще неизвестно, как дальше сложится правоприменительная практика в свете этого решения Конституционного суда. У нас уже были случаи, когда Конституционный суд выносил определенные судебные акты, которые касались конкретных случаев. Была паника по всей стране — и в бизнесе, и у предпринимателей, и у рядовых граждан — относительно того, как дальше с этим жить. Но потом сам Конституционный суд давал какие-то разъяснения о том, что это касается определенной категории дел, это может быть отменено в этом случае, а это — в этом».

На прошлой неделе, 8 ноября, Головинский суд Москвы взыскал в пользу государства активы более чем на 6 млрд рублей с обвиняемого во взяточничестве и мошенничестве полковника ФСБ Кирилла Черкалина и его родственников. Под конфискацию не попала только квартира, выделенная его родителям по договору соцнайма и впоследствии приватизированная.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию