16+
Воскресенье, 12 июля 2020
  • BRENT $ 41.72 / ₽ 2951
  • RTS1245.65
29 мая 2020, 07:13 Политика

Дональд Трамп против Twitter. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Накануне у президента США возник конфликт с Twitter, после чего Трамп подписал указ, направленный против социальных сетей

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президент США подписал указ, направленный против социальных сетей. Накануне у него возник конфликт с Twitter, после того как соцсеть позволила себе проверить на предмет достоверности и объявить два твита Трампа «вводящими в заблуждение», после чего он пообещал ввести строгое регулирование соцсетей или даже закрыть их.

Трамп заявил, что «у республиканцев возникло ощущение, что социальные СМИ совершенно замалчивают консервативные голоса. Мы будем их серьезно регулировать или закроем, прежде чем дадим такому случиться».

Конкретно в твитах, которые были объявлены недостоверными, речь шла о том, что власти штата Калифорния намерены разослать избирателям бюллетени по почте. Подобная практика грозит «подтасовкой» результатов голосования, заявил Трамп. Как будет развиваться война Трампа с соцсетями?

Скандал между Трампом и соцсетями, а также другими интернет-платформами на первый взгляд напоминает российские споры о том, должны ли соцсети, провайдеры и интернет-платформы отвечать за публикуемый контент. На самом деле сходство это чисто внешнее. По сути, речь о другом.

В президентском указе сделана попытка ограничить действие так называемого закона «О порядочности коммуникаций» 1996 года (Communications Decency Act.), а точнее, его 230-го раздела, который предоставляет веб-сайтам и интернет-платформам иммунитет от судебного преследования за тот контент, который там публикуется, оставляя за ними право его модерации.

Этот закон считается в Америке «краеугольным камнем интернета». Там сказано: «Ни один провайдер или пользователь интерактивного компьютерного сервиса не может рассматриваться как издатель или спикер (автор) той информации, которая предоставляется другим источником контента».

Иными словами, тот же Twitter не может выступать, как теперь трактует это Трамп, цензором публикуемой информации. Однако именно это предусмотрено, по сути, новой политикой соцсети, согласно которой она взяла на себя право проверять достоверность публикуемых фактов и соответствующим образом такую информацию маркировать.

Так она «промаркировала» восклицательным знаком и президента Америки, в ответ на что Трамп не только подготовил свой указ, но и собирает специальную комиссию, которая изучит соцсети на предмет политической ангажированности против консервативных взглядов.

Тем не менее президентским указом нельзя отменить упомянутый 230-й раздел закона. Приказать соцсетям Трамп тоже ничего не может. По сути, указ Трампа — это призыв к изменению, уточнению правил силами независимых агентств, судов и законодателей, не более того.

И указ, скорее всего, будет в суде и обжалован как посягательство на свободу слова. Потому что, утверждают противники Трампа, те же соцсети тоже защищены первой поправкой к конституции и имеют право на свободу слова, то есть модерацию контента.

Впрочем, против упомянутого раздела закона выступал и кандидат в президенты от демократов Джозеф Байден, он вообще призывал к его законодательной отмене. На том основании, что, мол, не хозяевам Facebook или Twitter определять, что есть правда, а что ложь, к тому же они сами распространяют фейки.

Предполагается, что следить за исполнением президентского указа будут федеральные комиссии по связи, а также по торговле, которые формально президенту не подчиняются, а отчитываются перед конгрессом. Они могут рассматривать жалобы на предмет наличия «политической ангажированности» в действиях соцсетей, а уже на этом основании потом дело может дойти и до суда.

Такая ангажированность или предвзятость, по мнению Белого дома, противоречит духу закона 1996 года «О порядочности коммуникаций». Федеральным ведомствам может быть запрещено давать рекламу в таких «недобропорядочных» соцсетях, и это станет мощным средством их приведения в чувство.

Марк Цукерберг, глава корпорации Facebook, которого немало потаскали по конгрессовским слушаниям за всякие «политические фейки», косвенно решил поддержать на сей раз Белый дом. В интервью CNBC он заявил, что социальные сети не должны выступать цензорами в отношении политиков. У Facebook отсутствует политика «проверки фактов» наподобие той, что действует в Тwitter, однако, как известно всякому пользователю, там тоже действует своего рода «полиция нравов», или, как утверждает Цукерберг, «независимых» экспертов.

По его словам, они модерируют лишь «самые ужасные вещи». Правда, он не уточняет, что таковыми могут быть сочтены, например, какие-то нелицеприятные посты россиян в отношении нынешней Украины.

Впрочем, вопросы свободы слова в этом контексте применительно к России Трампа вряд ли интересуют. Его указ скорее можно расценивать как предупредительный выстрел в отношении соцсетей в начале президентской предвыборной кампании. В прошлый раз он победил именно благодаря грамотной таргетированной рекламной кампании в соцсетях.

Сейчас шансы на переизбрание у Трампа по-прежнему есть, несмотря на безработицу, превысившую 40 млн человек, и масштабный экономический спад из-за пандемии. Да и саму борьбу с коронавирусом в исполнении Белого дома большинство американцев считают неэффективной.

От Байдена Трамп отстает по всем опросам весьма заметно. Но ведь в современной политике побеждает, как известно, не тот, кто сильнее профессионально, умнее, эффективнее и грамотнее, а тот, у кого пиар лучше. А пиар лучше, и это тоже хорошо известно, у того, кто лучше договорится со свободой слова.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию