16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.85 / ₽ 8196
  • RTS1164.24
6 октября 2020, 10:56 Политика
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Будет ли в России новый тотальный карантин? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Опровержения со стороны властей о том, что жесткие ограничительные меры по типу весенних не планируются, звучат уже менее категорично», — отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В России за сутки выявлено 11 615 новых случаев коронавируса. Это всего на 40 заболевших меньше максимального показателя за весь период пандемии, который был зарегистрирован 11 мая. В Москве — более четырех тысяч новых зараженных. Рост заболеваемости в столице продолжается уже две недели.

Оперативный штаб по борьбе с коронавирусом ранее заявил, что не планирует принимать решение по закрытию границ и ограничению авиационного сообщения. Ранее о такой возможности говорили в Совете Федерации. Минпросвещения опровергло информацию о том, что российские школы перейдут на дистанционное обучение в отдельных регионах. Как власти будут сдерживать стремительный рост числа новых заражений?

Опровержения со стороны властей о том, что жесткие ограничительные меры по типу весенних не планируются, звучат уже менее категорично. Практически во всех этих заявлениях имеется слово «пока». А призывы к гражданам соблюдать меры социального дистанцирования и носить маски в общественных местах подаются как условие того, что к таким крайним мерам прибегать не придется. Мол, если будете хорошо себя вести, то новых строгостей не будет.

Наверное, когда-нибудь, когда нынешняя пандемия закончится, а новая не начнется, социологи и психологи проведут немало исследований на тему того, как люди поменяли свои привычки под воздействием столь неожиданных обстоятельств. Еще полгода назад широко распространенным было мнение, согласно которому наш человек ни за что маску носить не будет. Потому что мы, мол, не в Китае. Таких «антимасочников», притом представляющих свою позицию как принципиальное проявление свободолюбия, и сейчас полно. Однако в общественном транспорте в крупных городах, особенно в двух столицах, число людей, соблюдающих предписанные меры, заметно возросло.

Притом что сами власти, введя штрафы за отсутствие масок еще весной, все последние месяцы саботировали свое распоряжение, не применяя на практике штрафы к физическим лицам. И лишь в последние дни столичные власти спохватились и стали устраивать рейды в метро по соблюдению санитарных мер — вслед за рейдами по торговым центрам и магазинам, ряд которых не только оштрафовали, но и закрыли. Прежний же безграничный либерализм так и остался без объяснений. Хотя во многом он дискредитировал санитарные предписания.

Возможно, на фоне летнего спада заболеваемости было решено, что слишком долго держать людей в «намордниках» все равно не получится, и ужесточение приберегли на случай второй волны. Возможно, была сделана ставка на традиционный русский «авось» и на то, что значительное число людей получили если не иммунитет от нынешнего коронавируса, то по крайней мере клеточный иммунитет, который повышает сопротивляемость этой заразе.

Сейчас же, судя по стремительным переменам в трактовке роста заболеваемости и принимаемых ответных мерах, вопрос приобретает еще более острый политический характер, чем весной. И есть ощущение, что, например, решение о переводе школьников в Москве и в ряде других регионов на удаленку неизбежно после окончания нынешних двухнедельных каникул. Ровно так произошло в ряде европейских стран и американских штатов, где попытались было начать новый учебный год офлайн, но быстро передумали. Однако сообщить о таком решении именно сейчас российские власти опасаются.

Примерно то же самое было с рекомендацией перевести треть сотрудников столичных организаций на удаленку. Оно не возымело никакого эффекта, и тогда столичные власти перешли к тем мерам, которые наш человек понимает лучше, а именно к принуждению. Это, судя по всему, еще не конец. Все с замиранием смотрят наверх, ожидая оттуда отмашки на более решительные действия.

Однако у более решительных действий и цена другая. Действие большинства мер материальной поддержки, о которых было объявлено на фоне весеннего карантина, закончилось 1 октября. Новые ограничения потребуют новых, возможно даже более масштабных мер, на которые правительство, кажется, не готово ни морально, ни материально. Это потребует пересмотра уже утвержденных планов восстановления экономики.

Не оправдались и прежние оптимистичные планы насчет V-образного восстановления мировой экономики. Его в значительных масштабах нет нигде, кроме разве что в дисциплинированном Китае. Соответственно, цены на основные российские экспортные товары не растут, а скорее даже опять падают.

Наконец, президентская кампания в Америке, кажется, неумолимо катится к победе Байдена, что в российских политических кругах ассоциируется с новыми санкциями. И тут уже может стать не до поддержки ресторанов, торговых центров или малого бизнеса.

Главные надежды возлагаются на спасительную отечественную вакцину, которая может начать поступать в широкий оборот до конца года. Вопрос в том, удастся ли продержаться до этого времени на фоне роста числа госпитализаций лишь ограниченными карантинными мерами и неограниченными «словесными интервенциями» чиновников или же придется снова ставить большую часть экономики на паузу, от которой очнутся далеко не все даже из тех, кто сумел очнуться летом.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию