16+
Суббота, 28 ноября 2020
  • BRENT $ 47.86 / ₽ 3630
  • RTS1302.43
20 октября 2020, 15:57 Компании

Мэрия проверит «Яндекс.Еду» и Delivery Club на нарушение антимонопольного законодательства

Лента новостей

Рестораторы считают тариф на развоз еды из их заведений необоснованно высоким. Из-за высоких комиссий ресторанам даже выгоднее содержать свой штат курьеров, отмечают участники отрасли

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Столичные рестораторты пожаловались на сервисы доставки «Яндекс.Еда» и Delivery Club, они считают тариф на развоз еды из их заведений необоснованно высоким.

Для некоторых общепитов комиссия агрегатора достигает 35%, заявил вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов на заседании столичного совета по стратегическому развитию и реализации нацпроектов. Его поддержал заммэра по экономической политике Владимир Ефимов, пишет ТАСС.

Сергей Миронов: У нас практически сегодня монополия «Яндекса» и Delivery. Стоимость доставки в ресторане начинается от 10%, заканчивается 35% на усмотрение оператора. Это очень серьезно, потому что когда рестораны попали в ситуацию, когда они не могут жить без доставки, а есть такая монополия, у них нет выбора. Они платят 35% и уходят в еще больший минус. 35% — это не рентабельно. Абсолютно нерентабельно, но рестораны идут на это, чтобы хоть как-то удержаться на плаву и хоть как-то заплатить.

Владимир Ефимов: Мы детали этого вопроса посмотрим. Если действительно есть признаки нарушения антимонопольного законодательства, от имени правительства Москвы напишем обязательно обращение в Федеральную антимонопольную службу. Если действительно доминирующее положение, то условия быть разными не могут.

Разобраться в ситуации Ефимова попросил и глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Еще в апреле столичная мэрия призывала агрегаторы снизить тарифы на доставку для малого бизнеса. Тогда же Delivery Club ввел временную нулевую комиссию для небольших заведений. Также департамент предпринимательства Москвы предложил заведениям компенсацию части затрат на использование этих сервисов при условии, что комиссия агрегатора не будет превышать 20%. Учитывая, что комиссия «Яндекс.Еды» и Delivery Club выше, воспользоваться этой субсидией могли немногие.

Тариф не может быть ниже 20% из-за российского налогового законодательства, говорит сооснователь и генеральный директор компании GrinDin Владислав Шабанов.

Владислав Шабанов сооснователь и генеральный директор компании GrinDin «Такие тарифы возникают в основном из-за НДС. Большая часть ресторанов небольших, маленьких на упрощенной системе налогообложения. Поэтому получается, что там 20-процентного НДС нет, а у Delivery Club с «Яндекс.Едой» есть НДС — 20%. Поэтому получается, что с любой доставки сначала 20% НДС выплачиваются, а потом то, что осталось, делится между курьером или еще чем-то, и уже остальное достается ресторану. Получается, что у ресторана на упрощенке заведомо этот тариф никак не может быть меньше, чем 30%, потому что 20 процентных пунктов — это НДС. У нас своя служба доставки, и она нам стоит намного дешевле от стоимости, чем 30-35%. Мы изначально работали на доставку всегда, поэтому нам без своей службы доставки было не прожить ни дня. Вообще, эта олигополическая штука, которая забирает 35% выручки ресторанов от доставки, она убивает качество всех ресторанов, выжигая у них маржу. На ресторанном рынке она может привести к тому, что произошло на рынке такси».

Из-за высоких комиссий ресторанам даже выгоднее содержать свой штат курьеров, отметил создатель сервиса дарк китчен ресторанов Foodband Артем Халимоненко.

Артем Халимоненко создатель сервиса дарк китчен ресторанов Foodband «Если мы работаем и Delivery Club, и с «Яндекс.Едой», по сути, это, наверное, два единственно живущих и работающих нормально крупных сервисов в Москве, мы не используем доставку агрегаторов, мы используем собственную доставку, поэтому там у нас комиссия меньше, она только за заказ. Почему мы не используем курьеров агрегаторов? Потому что у нас есть свои курьеры, и есть заказы, которые мы получаем от клиентов напрямую. И если мы будем нашим курьерам давать только наши заказы, а заказы агрегаторов будем отдавать курьерам агрегаторов, тогда наши курьеры просто будут меньше зарабатывать, а нам, естественно, это неинтересно. При этом у нас стратегия в том, чтобы клиенты заказывали напрямую. У нас есть специальные акции, которые работают только в нашем мобильном приложении, и мы стараемся всячески уменьшить процент заказов, который нам идет от агрегаторов. Он есть, да, он сейчас у каждого примерно в районе 15%, то есть суммарно до 30% от общего объема нам дают агрегаторы, и мы стараемся планомерно еще дальше снижать эту цифру. На мой взгляд, гораздо было бы лучше, если бы правительство боролось с высокими тарифами не за счет проверки тех монополистов, которые их повышают, а сделало бы возможность появления конкуренции на рынке.

На запрос Business FM Delivery Club заявил, что еще не получал уведомления о проверке, но открыт для взаимодействия с участниками рынка.

Похожий комментарий предоставил сервис «Яндекс. Еда». Представитель агрегатора Елена Новикова напомнила, что сегодня сервис заявил об обнулении комиссии на часть услуг для малого бизнеса.

Елена Новикова представитель агрегатора «Яндекс. Еда» «Мы открыты для диалога и готовы детально изучить суть вопросов к нам в случае их получения. До этого претензий у проверяющих органов, с которыми мы, конечно, регулярно общаемся, к нам не возникало. Сегодня мы как раз представили новый пакет мер поддержки для ресторанов ценностью 120 млн рублей. Он разработан совместно с Федерацией рестораторов и отельеров России и будет действовать до конца года. Для более 20 тысяч локальных ресторанов и небольших сетей мы обнулили комиссию на заказы на вынос, кроме того, рестораны смогут получить неделю бесплатного рекламного размещения в «Яндекс.Еде», это позволит им значительно увеличить количество заказов через сервис».

При этом доля, которая приходится на доставку на вынос, крайне мала, говорит сооснователь сервиса по быстрой курьерской доставке еды и других товаров Broniboy Иван Труфанов.

Иван Труфанов сооснователь сервиса по быстрой курьерской доставке еды и других товаров Broniboy «Заказы на вынос, насколько мне известно, это маленькая доля из всех заказов, это даже не проценты, а доля процента. На заказ на вынос, очевидно, агрегатор не тратит, по сути, ничего, поэтому то, что они обнуляют на них комиссию, это просто пиар-ход. Расходы агрегатора складываются из расхода на курьера, расхода на маркетинг, расхода на разработку и поддержание всего сервиса. Дальше сама комиссия, которая устанавливается с тем или иным рестораном, это вопрос договоренности между менеджерами агрегатора и рестораном. Она может быть либо стандартной, как у Delivery Club — в районе 30-35%, либо она может быть пониженной, если агрегатор хочет сотрудничать с тем или иным брендом. Если этого бренда нет, то никто заднюю давать и уменьшать размер комиссии, как правило, не будет. Повлиять на эти тарифы достаточно сложно, потому что на самом деле они находятся в довольно низком своем состоянии. Если этот тариф будет ниже, то у агрегатора не будет денег для того, чтобы покрывать свои расходы».

В Федеральной антимонопольной службе пока не получали запросов от правительства столицы о проверке служб доставки. Но на рассмотрении ведомства сейчас находятся аналогичные обращения из других регионов, передает агентство «Москва» со ссылкой на ФАС.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию