16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8115
  • RTS1175.46
8 февраля 2021, 05:40 ОбществоСМИ

Google согласился платить австралийским СМИ за новости

Лента новостей

IT-гигант заключил контракты более чем с 20 изданиями, которым будет платить за размещение заголовков в разделе «Новости». Но у большинства медиа есть претензии к условиям. А что думают о таком подходе в России?

Фото: Zuma\TASS

Корпорация Google предпринимает последние попытки предотвратить революцию на новостном рынке. IT-гигант запустил в Австралии сервис Google News Showcase, на котором размещается контент, полученный от издателей в рамках заключенного с ними контракта, сообщает Reuters. Ранее эта платформа функционировала только в Бразилии и Германии.

Взглянем на сайт какого-нибудь новостного агрегатора — возьмем самый популярный в России, то есть «Яндекс.Новости». Абсолютно весь текст, возникающий у нас перед глазами, написан людьми, которые к «Яндексу» не имеют никакого отношения — это заголовки и подзаголовки статей различных СМИ. А треть страницы занимает реклама, на которой сервисы такого рода неплохо зарабатывают. Выручки с платформы компания не раскрывает, но определенные прикидки сделать можно.

Известно, что в Австралии, где законодатели планируют принудить Google и Facebook договариваться со СМИ о компенсациях за использование их заголовков, два гиганта контролируют 81% всего рынка интернет-рекламы, а это миллиарды долларов — то есть доходами от агрегации новостей тоже вряд ли можно пренебрегать.

На это указывает и реакция гигантов на грядущую реформу — Google пригрозил Австралии выходом из страны, а Facebook пообещал запретить австралийцам шерить ссылки на новости. Тем не менее пока в Канберре не намерены отступать.

Если бы аналогичная инициатива появилась и в России, кто бы ее поддержал? Business FM спросила об этом трех руководителей СМИ. Редакционный директор Forbes Николай Усков считает вопрос о том, кто кому больше должен, неоднозначным:

Николай Усков редакционный директор Forbes «Есть контент, который размещают пользователи, и они размещают довольно много ссылок. Я думаю, что этот контент никак не может быть монетизирован. А что касается новостей, то, с одной стороны, поисковые машины на этом зарабатывают, а с другой стороны, попадание в топы агрегаторов приносит трафик. Так или иначе, агрегаторы расплачиваются. Вопрос очень сложный».

Исполняющий обязанности главного редактора «Ведомостей» Андрей Шмаров предлагает подождать сформировавшейся практики, прежде чем делать выводы:

Андрей Шмаров исполняющий обязанности главного редактора «Ведомостей» «Честно говоря, у меня по этому поводу мнения особого нет. Оно с одной стороны — да, а вроде с другой стороны — нет. Я бы подождал, пока сформируется какая-то практика на этот счет, посмотрел на других лидеров СМИ и присоединился бы к большинству. Как все, так и я».

А вот главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев инициативу поддерживает.

Павел ГусевПавел Гусев главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец» «Я первый бы выступил вот с этой инициативой. Мы тоже платим деньги за очень многие функции, которые нам выставляют различные агрегаторы и в интернет-пространстве, и не только в интернет-пространстве. Почему те же агрегаторы, которые берут у нас новостной контент, почему они не должны платить за это деньги, ведь используется наш труд? Если в магазин привозят продукты, кто платит? Есть полка, а есть производитель, и каждый из них свою долю вносит в этот продукт — здесь то же самое».

С запуском News Showcase от Google в Австралии есть загвоздка. Пока у СМИ почти нет переговорной силы, и те 25 австралийских изданий, которые на это согласились, скорее всего, просто приняли условия IT-гиганта. А многие отказались, в том числе Sydney Morning Herald. Как сообщает Guardian, газета готова вести переговоры с Google — но только после принятия законопроекта. Речь идет о кодексе поведения игроков медиарынка, который сейчас находится на рассмотрении парламента. Корпорация ранее назвала закон «неработоспособным».

Если говорить о России, то наше законодательство сейчас полностью на стороне агрегаторов, говорит управляющий партнер «Коллегии медиаюристов» Федор Кравченко:

Федор Кравченко управляющий партнер «Коллегии медиаюристов» «В российском Гражданском кодексе, в четвертой его части, написано, что любое произведение может использоваться только с разрешения правообладателя. Сделано несколько исключений, в том числе разрешено цитировать любые произведения в целях, оправданных информационными задачами. Например, чтобы проинформировать о том, что в таком-то СМИ вышла такая-то статья или произошла какая-то новость. Попытки наказать за то, что взято много заголовков или каких-то коротких цитат с указанием источника их заимствования, конечно, не приведут к успеху. При том, что экономически понятно, что гораздо больше зарабатывают агрегаторы, которые размещают рекламу, не тратя ни копейки на производство новостей, чем те журналисты, которые неделю пишут какой-то сложный материал. Это вопрос исключительно экономический, а в правовую плоскость он не перешел, потому что наши законодатели даже не подступились вплотную к переносу каких-то балансов».

В минувший четверг, 4 февраля, премьер-министр Австралии Скотт Моррисон провел встречу с гендиректором Google Сундаром Пичаи. По итогам беседы в Канберре заявили, что готовы к компромиссным решениям, если IT-гиганту удастся заключить сделки с достаточным количеством изданий до принятия законопроекта. Встреча с основателем Facebook Марком Цукербергом также прошла «конструктивно», но секцию законопроекта о компенсациях СМИ за размещение их заголовков в соцсетях австралийский парламент планирует принять без изменений.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию