16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.30 / ₽ 8227
  • RTS1178.69
1 июля 2021, 07:30 Недвижимость

Ялта. Наводнение. Перезагрузка

Лента новостей

Причиной разрушительных последствий удара стихии названа массовая стихийная застройка в руслах рек. Есть ли у ялтинских застройщиков понимание того, как обезопасить объекты от катаклизмов?

Ликвидация последствий ливней в Ялте.
Ликвидация последствий ливней в Ялте. Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Две с половиной месячной нормы осадков, выпавшие за один день, полностью затопленные дома и улицы, превратившиеся в реки воды и грязи, минимум один погибший, многочисленные пострадавшие и многомиллионный материальный ущерб, жители города и военные Черноморского флота, пытающиеся справиться с последствиями разбушевавшейся стихии, полный запрет на купание в разгар туристического сезона — все это Ялта только что.

Как считает главный специалист центра погоды «Фобос» Михаил Леус, слова которого приводит «Лента.ру», виновником случившегося стала так называемая Черноморская депрессия. «По нашему мнению, причиной таких сильных дождей стал активный фронтальный раздел, связанный с «Черноморской депрессией». Это циклон, который образуется над Черным морем. Он постоянно подпитывается испаряющейся водой и периодически формирует в регионе кратковременные дожди и грозы», — подчеркивает эксперт.

Впрочем, профессионалы в один голос говорят: не было бы таких последствий, если бы не устаревшие системы водоотведения, которые мало изменились со времен СССР. «Никакие системы водоотведения, в частности ливневые системы, не справятся с подобным потоком воды, пока не будут пересмотрены федеральные нормы их проектирования, — цитирует «Московский комсомолец» эксперта по вопросам водоснабжения и водоотведения Анатолия Копачевского. — Они могут спасти от рядового дождя, но только не от подобного потопа. Проектирование их должно осуществляться с учетом конкретной местности, конкретных условий и особенностей. Тут должна подключиться к анализу наука. Нужно вести системную научную работу. Пока же в лучшем случае просто собирается статистика, но ее ведь надо обрабатывать и делать определенные прогнозы».

Дополнительной причиной столь губительных последствий разгула стихии называется массовая стихийная застройка в руслах рек. «В результате устранения последствий стихии мы выявили еще одну серьезную проблему, которая, на мой взгляд, сегодня также во многом усугубила последствия стихии. В частности, затопление частного жилого сектора произошло в большей степени по причине того, что этот жилой сектор построен в нарушение всех норм и правил на земельных участках, которые находятся в руслах рек, чего не может быть в принципе», — это заявление главы администрации Ялты Янины Павленко приводит «Лента новостей Крыма». В настоящее время, по словам главы администрации, возникла уникальная возможность для пересмотра градостроительной документации. «Сегодня мы готовим проект инфраструктурного восстановления и развития нашего города, но, прежде всего, мы внесем соответствующие изменения в генеральный план и иную градостроительную документацию для того, чтобы более не допустить возникновения таких ситуаций. Русла рек не могут застраиваться», — заключила Янина Павленко.

Безусловно, не могут застраиваться. Стоит вспомнить, что еще в августе прошлого года Business FM рассказывала о «водном» исследовании КБ «Стрелка», по итогам которого специалисты пришли к выводу: так называемая серая инфраструктура, к которой относятся традиционные инженерные сооружения — дамбы, плотины, трубопроводы, системы ливневой канализации и так далее (название «серая» инфраструктура получила благодаря бетону — основному строительному материалу подобных конструкций) — устарела и в современных реалиях плохо справляется, а то и вообще не справляется с защитой городов от наводнений. Поэтому ей на смену должна прийти так называемая зеленая инфраструктура — стратегически спланированная сеть природных территорий, интегрированная в территории городов и сел, которая поможет взглянуть на борьбу с паводками и наводнениями принципиально по-новому — не противостоять природным процессам, а адаптироваться к ним. Возможно, Ялте при пересмотре своего генплана стоит повнимательнее изучить наработки КБ «Стрелка».

У работающих в Ялте застройщиков тоже есть свой взгляд на проблему и свое понимание того, как обезопасить объекты от ударов стихии. Об этом в беседе с Business FM рассказал Иван Шариков — генеральный директор компании «Добро-плюс», девелопера ялтинского проекта «Резиденция Дипломат».

Насколько Крым вообще и Ялта в частности сложны и даже опасны с точки зрения строителей? Случившееся в этом году — трагическая случайность или такого можно и нужно было ожидать?
Иван Шариков: Прежде всего, отмечу, что Южный берег Крыма (ЮБК) относится к зоне восьми-девятибалльной сейсмики, в настоящее время правительством пересматриваются нормативы сейсмических районов. Например, в 1927 году в Ялте было землетрясение восемь баллов, хотя, по наблюдениям специалистов, такое случается один раз в 200-300 лет. Тем не менее комплекс «Дипломат» спроектирован и построен с учетом этих нагрузок — требования по сейсмической устойчивости закладываются на уровне проекта и конструктивных решений и реализуются во время строительства. Кроме сейсмической опасности надо учитывать еще множество разных факторов, в том числе и особенности климата. Заливает Крым (впрочем, как и трясет) регулярно. Скажем, в 2006 году было наводнение в центральном районе Крыма Белогорье, не обошлось без смертельных случаев. В 1912 году наводнение в Ялте было даже более интенсивным и страшным, чем сейчас. Похожая ситуация была и в 1920 году. Так что к подобным катаклизмам надо быть готовыми. А основное правило тут простое — соблюдать все существующие нормы и требования и не экономить на безопасности.
Какие строительные методы и приемы имеет смысл применять при застройке Крыма и Ялты, чтобы обезопасить объект от подобных проявлений стихии?
Иван Шариков: Мне проще всего говорить на примере нашего проекта. В «Резиденции Дипломат» при строительстве фундаментов и организации рельефа на глубину до 35 метров было установлено более 480 свай диаметром от 80 сантиметров до 1,5 метра, по которым залиты монолитные фундаментные плиты толщиной 80 сантиметров. Было отлито около километра подпорных стен с анкерным креплением в корневую скалу. Особое внимание уделялось системе канализации поверхностного стока за подпорными стенами и их дренажу — это что касается строительных подходов.
Еще один крайне важный момент — кадровый вопрос, который в Крыму стоит наиболее остро. У нас для реализации проекта около десяти лет назад были привлечены руководитель строительства: специалист из Канады, имеющий опыт создания крупных объектов в условиях не менее сложных, чем Крым (в частности, госпиталь в Ванкувере площадью свыше 40 тысяч квадратных метров), и архитектор из Флоренции — профессионал, реализовавший ряд проектов в горной местности, который осуществлял авторский надзор на всех этапах строительства нашего комплекса. А вот привязку к местности, проектирование инженерных и противооползневых систем, подпорных стен и еще целый ряд работ выполняли ведущие проектные организации Крыма, имеющие опыт проектирования со времен Советского Союза и лучше всех знающие специфику региона. Иными словами, профессионализм в каждой детали — это второе непременное условие.
Третье: «Резиденция Дипломат» оборудована системой энергоснабжения, имеющей два независимых ввода с автоматическим переключением между ними при перебоях в подаче электроэнергии и резервным источником питания, запускающимся автоматически, его мощности хватает на все нужды комплекса. На территории есть общий резервуар для запаса воды (как технической, так и питьевой), каждый корпус имеет свои запасные водяные баки, все они закольцованы в единую систему. Именно эти решения, выглядящие такими простыми, позволили нам избежать серьезных последствий последнего природного катаклизма: электричество у нас практически не отключалось, а перебои с водой длились максимум несколько часов.
Уже общепризнанным является мнение о том, что вина за произошедшее во многом лежит на стихийной застройке береговой линии. Вы согласны?
Иван Шариков: Абсолютно. Само наводнение вызвано циклоном, но вот в масштабах его последствий однозначно виновата хаотичная застройка Большой Ялты и ее прибрежной зоны.
Ваши профессиональные советы тем, кто собирается строить в Ялте: на что обращать особое внимание, чтобы сделать свои проекты максимально безопасными?
Иван Шариков: Тут необходим комплексный подход. Во-первых, надо грамотно выбирать место под строительство — то есть не строить жилье в особо опасных участках, местах, где возможны сходы селей, местах, которые подвержены подтоплениям. Следующий этап — разработка проектных решений: важно учесть все сейсмические и прочие особенности региона, провести противооползневые мероприятия, создать опорные стены — я не знаю ни одного места в Крыму, где без всего этого можно было бы обойтись. Да, это очень затратно для застройщиков и к тому же неокупаемо, поскольку само по себе не дает дополнительных квадратных метров, поэтому есть компании, пытающиеся на таких мероприятиях сэкономить. То есть сэкономить на безопасности будущих жителей, что само по себе недопустимо.
Следующий аспект — системы отвода воды с территории комплекса, а также системы, обеспечивающие бесперебойную подачу воды, электроэнергии и так далее. К сожалению, многие ЖК в Крыму не имеют соответствующих инженерных сетей и коммуникаций, а ведь Крым, повторю, это территория, где надо быть готовым к любым катаклизмам. Это прекрасный, но крайне сложный для строительства регион, который может быть очень коварным, если не выполнять ряд обязательных требований. Поэтому еще и еще раз: в Крыму экономия далеко не всегда оборачивается на пользу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию