16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.49 / ₽ 8175
  • RTS1174.36
9 ноября 2021, 13:02 ОбществоМедицина

Нескорая помощь: как вылечить российскую медицину. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Россия — далеко не единственная страна в мире, которая столкнулась с нехваткой медиков, коек и медицинского оборудования во время пандемии COVID-19. Но в России эта проблема обострилась до пандемии, а сейчас мы расплачиваемся за нее человеческими жизнями, считает колумнист

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Модными цифровыми технологиями или привлечением мигрантов как на стройки или в курьерскую доставку, российскую медицину, которую пытались превратить в сферу услуг, не вылечить. Нужны живые люди, профессионально подготовленные. Поэтому без новой масштабной общенациональной программы развития медицины и подготовки кадров, похоже, не обойтись.

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова поручила регионам до 15 декабря проанализировать дефицит медицинских кадров. Кроме того, региональным властям предписано оценить наличие программ и мер поддержки по привлечению и закреплению медработников в регионах.

Разумеется, пандемия стала всюду форс-мажором для медицины. Однако в России это была, если так можно выразиться, «плановая катастрофа», тщательно подготовленная всей предыдущей политикой в сфере охраны здоровья. Число больниц и поликлиник в стране в предпандемийном 2019 году составляло 5,2 тысячи против 12,8 тысячи в 1990-м. Количество больничных коек за 30 лет сократилось со 137,4 тысячи на 10 тысяч человек до 78,4 тысячи. При этом мы явно не стали вдвое здоровее за эти 30 лет, а рост средней продолжительности жизни в России, сейчас стремительно съедаемый ковидными смертями, наоборот, увеличил количество людей, нуждающихся в медицинской помощи просто в силу возраста.

Медицину в России попытались сделать сферой услуг и практически бизнесом. Конечно, частные клиники должны быть рентабельными, как любые коммерческие предприятия. Но отдавать медицину исключительно на откуп рынку, закону спроса и предложения явно было трагической ошибкой.

Пандемия приравняла медицину к армии. Не случайно во многих странах пришлось и приходится до сих пор экстренно задействовать в борьбе с ковидом военных медиков и армейские запасы медицинского кислорода. При этом вряд ли в мире найдется хотя бы один политик или государственный чиновник, который считает, что армия должна быть сферой услуг и непременно приносить прибыль. При этом, разумеется, и солдаты (а не только генералы), и медицинский персонал (а не только главные врачи крупнейших больниц) должны иметь достойные зарплаты, возможность не думать о выживании из-за нищенских доходов. Эти зарплаты может и должно обеспечить им государство за счет налогов и целевых расходов.

Конкуренция в медицине, возможность выбора человеком больницы или поликлиники — благо. Но в подавляющем большинстве российских регионов сейчас совсем другой выбор: приедет или не приедет скорая к тяжелобольному человеку; хватит ли для него места хотя бы в коридоре больницы, не говоря уже о больничной палате.

В России роль государства в экономике запредельно велика. По-прежнему почти все крупнейшие компании и банки — государственные или квазигосударственные. Однако там, где роль государства действительно должна быть определяющей, в частности, в создании системы здравоохранения, доступной и качественной медицины, оно явно не демонстрирует всех своих финансовых и организационных возможностей.

Про бесплатную советскую медицину шутили так: «не знаешь, кому заплатить, чтобы тебя вылечили». Теперь мы знаем, кому заплатить. Платные медицинские услуги, бизнес в сфере здравоохранения в постсоветской России развивается бурно и успешно. При этом гламурная часть медицины явно побеждает ту, которая касается борьбы за жизнь людей. Медсестра, работающая с тяжелыми больными, даже в Москве и Петербурге сейчас может заработать порядка 55 тысяч рублей в месяц, тогда как врач-косметолог — до 300 тысяч рублей.

В провинции у врачей скорой помощи, медсестер и медбратьев откровенно нищенские зарплаты. При этом если кто-то из них увольняется из-за усталости, нежелания вакцинироваться или низких зарплат, заменить таких медработников практически некем.

Можно устраивать бесконечные презентации модных цифровых технологий, выдавать QR-код буквально на каждый чих, но если вас некому лечить, когда вы заболеете, это точно не поможет.

Россия нуждается в новой реформе здравоохранения. Провести ее может только государство, пусть и с привлечением частного капитала. Весь смысл этой реформы состоит в том, чтобы та часть медицины, которая не занимается пластическими операциями и тотальной диагностикой сверхбогатых людей, стала частью национальной безопасности, а не сферы услуг. И финансово привлекательной любую работу в больницах и на станциях скорой помощи может сделать только государство.

Вирус оптимизации оказался для российской медицины слишком заразительным. А для россиян — слишком смертельно опасным.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию