16+
Четверг, 11 декабря 2025
  • BRENT $ 61.02 / ₽ 4753
  • RTS1089.15
11 декабря 2025, 08:00 Недвижимость

Световой облик Москвы — сегодня, завтра, в будущем

Лента новостей

Как свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ, в целом москвичам нравится архитектурно-художественная подсветка города. По словам экспертов, сегодня свет уже решает задачи обеспечения безопасности, формирования эстетики и создания социального доверия. Но то ли еще будет!

Вид на колесо обозрения «Солнце Москвы» и монумент «Покорителям космоса» на ВДНХ.
Вид на колесо обозрения «Солнце Москвы» и монумент «Покорителям космоса» на ВДНХ. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

По определению профессионалов, архитектурно-художественное освещение — это вид освещения, используемый для акцентирования и выделения архитектурных элементов зданий, сооружений и территорий. Основная цель — улучшить визуальное восприятие объекта, подчеркнуть его уникальные черты и создать эстетически приятную ночную сцену. Архитектурно-художественное освещение играет ключевую роль в формировании уникальной атмосферы городов и зданий и не только подчеркивает архитектурные особенности объектов, но и придает им особую выразительность и очарование в ночное время.

Москва по этой части — один из мировых лидеров. Но как сами москвичи относятся к световому облику своего города? Вызывает ли он у них позитивные эмоции, и вообще, замечают ли они его? Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Ассоциации наружного освещения провел соответствующий тематический опрос, и вот что он показал.

Новогодняя иллюминация на Манежной площади. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

В целом архитектурная подсветка зданий, мостов и площадей вызывает у жителей столицы положительные эмоции и оценивается как удачное решение: текущим состоянием дел довольны 90% опрошенных. Лишь 3% заявили, что скорее недовольны или совсем недовольны, а еще 7% признались, что просто затрудняются ответить.

Есть у москвичей интерес и к тематическому, празднично-событийному световому оформлению: оно замечается (68%) и воспринимается позитивно (81%). Столь высокие показатели явно говорят о том, что световой облик Москвы стал частью ее культурного кода и фактором городской привлекательности, считают аналитики ВЦИОМ. Правда, 26% респондентов заявили, что как-то не замечали разные праздничные подсветки. И тут в очередной раз возникает вопрос о равномерности распределения «света праздника» по территории города, о его очевидной концентрации в центре и убывании если не до нуля, то до минимума в окраинных районах.

В своих описаниях архитектурно-художественной подсветки Москвы жители используют такие эпитеты, как современная, вдохновляющая, технологически продвинутая, оригинальная и разнообразная, продуманная, красочная, яркая и вообще превосходная. Кстати, почти половина участников опроса (48%) ответили, что им было бы интересно очно посетить бесплатную экскурсию — познакомиться с работой комплекса городского хозяйства и, где можно, увидеть работу системы вживую, заглянуть на «внутреннюю кухню». Более четверти опрошенных проявили заинтересованность и в онлайн-формате такой экскурсии (29%).

Огни на улице Большая Дмитровка. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

В своем комментарии руководитель бюро территориальных исследований «Благоника» Ксения Николаева отметила, что освещение (особенно в условиях долгой московской зимы) — мощный инструмент управления публичным пространством. «Оно напрямую влияет на чувство субъективной безопасности: хорошо освещенная улица психологически привлекательнее, повышает уровень доверия и, как следствие, пешеходную активность, создает город, открытый для всех. Это вопрос социального равенства, который затрагивает права всех горожан, включая женщин, пожилых людей, семьи с детьми», — считает эксперт.

По ее словам, грамотная подсветка фасадов и ландшафта рождает «вторую сценографию» города, формирует новые визуальные ориентиры и эмоциональные якоря. «Световое решение должно не просто поражать масштабом, но и учитывать контекст, специфику человеческого восприятия. Избыточный, агрессивный свет может приводить к «световому загрязнению», негативно влиять на самочувствие горожан, а отсутствие эстетического и профессионального осмысления может вместо акцента на преимуществах места существенно упрощать и искажать его», — уверена Ксения Николаева.

На выставке-форуме архитектуры и дизайна «АРХ Москва» в Гостином дворе. Фото: Сергей Киселев/АГН«Москва»

Своеобразным продолжением исследования стал опубликованный ВЦИОМ материал «Свет в городах будущего», в котором разговор на заданную тему продолжил футуролог, популяризатор технологий, управляющий партнер компании Mindsmith Руслан Юсуфов. В его понимании свет в современном мегаполисе перестал выполнять чисто техническую функцию. Сегодня это мощнейший инструмент социального инжиниринга и психофизиологической регуляции, который решает три основополагающие задачи: обеспечение безопасности (физической и ментальной), формирование эстетики и повышение социального доверия.

«В ближайшее десятилетие мы станем свидетелями перехода к созданию адаптивной световой экосистемы. Свет станет второй, цифровой «кожей» города, обладающей эмпатией, интеллектом и функциональностью интерфейса. Наши дети будут жить в городе, где уличное освещение полностью синхронизировано с циркадными ритмами человека. Утром городской свет будет иметь холодный спектр, стимулирующий пробуждение и активность, а к вечеру плавно переходить в теплые янтарные тона, способствующие выработке мелатонина. Город перестанет быть фактором стресса и бессонницы, сама световая среда будет мягко готовить организм горожанина к отдыху. Технологическая база для этого закладывается уже сейчас: массовый переход на управляемые светодиоды, который позитивно оценивают москвичи, — фундамент биологической гармонии», — делится наблюдениями Руслан Юсуфов.

По прогнозам эксперта, мы увидим технологии, позволяющие городскому освещению адаптироваться даже под конкретную группу людей, находящихся в локации. Световая среда будет считывать обезличенные цифровые профили потока горожан, искусственный интеллект в реальном времени сможет вычислять «эстетический консенсус» этого потока. Скажем, если система фиксирует на площади преобладание молодежной аудитории с активным цифровым следом, подсветка перейдет в динамичный режим, если же в сквере находятся люди, ищущие тишины, алгоритм включит режим «визуального уюта» и статики. «Город будущего станет хамелеоном, меняющим окраску под настроение жителей в моменте», — утверждает футуролог.

Свет будущего радикально расширит свой функционал. В местах сложной развязки или при проведении массовых мероприятий брусчатка будет подсвечиваться, формируя интуитивные «световые коридоры» и стрелки, направляющие потоки людей; «зебра» будет проецироваться на дорогу с усиленной интенсивностью в дождь или туман, буквально «прорезая» непогоду для водителя, а умные опоры будут дублировать сигналы светофора прямо на дорожное полотно; легкие изменения оттенка подсветки в парках смогут информировать жителей о чистоте воздуха или уровне аллергенов, делая невидимые показатели интуитивно понятными.

Огни Москвы. Фото: Альберт Гарнелис/ТАСС

«Фасады зданий станут динамическими полотнами. Исторические объекты с помощью AR-слоев (дополненной реальности) смогут «рассказывать» свою историю через свет. И главное, мы отойдем от светового загрязнения: свет будет направлен строго туда, где он нужен, возвращая мегаполису звездное небо без потери безопасности», — такую картину будущего рисует Руслан Юсуфов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию