Центробанк снизил ключевую ставку до 16%
Лента новостей
Банк России снизил ключевую ставку на 0,5 процентного пункта, сославшись на замедление инфляции и возвращение экономики к более сбалансированному росту. При этом регулятор подчеркнул, что проинфляционные риски сохраняются

Обновлено в 19:45
Банк России пятый раз подряд снизил ключевую ставку. В этот раз на 50 базисных пунктов, до 16% годовых. В своем комментарии Центробанк отмечает, что российская экономика продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста. Рост цен снизился.
На пресс-конференции глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила, что Банк России рассматривал три варианта: сохранение ставки, снижение на 100 и снижение на 50 базисных пунктов. В конце концов было принято более взвешенное, более осторожное решение.
Сейчас инфляция замедляется даже быстрее ожиданий, но в дальнейшем на цены будет существенно влиять повышение НДС и индексация тарифов. При этом отдельные компании уже начали корректировать цены на новый показатель НДС, но основной эффект все еще впереди.
Однако, по словам Набиуллиной, рост цен по итогам 2025 года будет минимальным за последние пять лет. При этом в Банке России ожидают, что в январе произойдет всплеск цен из-за временных факторов, однако устойчивая инфляция продолжит снижаться.
Экономическая активность растет умеренными темпами, но ситуация по отраслям неоднородная. Отмечается, что в последние месяцы возросли инфляционные ожидания. Также остается высокой кредитная активность.
Снижения ставки в режиме автопилота не будет, подчеркнула Набиуллина. На данный момент проинфляционные риски по-прежнему преобладают, их реализация может потребовать пауз в смягчении денежно-кредитной политики.
Зампред ВТБ Дмитрий Пьянов в начале декабря в своей пьесе «Инфляция, или Сон в зимнюю ночь» выразил мнение, что Центробанк, принимая решение по ключевой ставке, опирается на месячный прирост корпоративного кредитования. Если он больше 10%, то требуется смягчение, если выше 10% — то требуется ужесточение. Позднее в интервью Бизнес ФМ Пьянов подтвердил, что действительно придерживается этой гипотезы.
О снижении ключевой ставки до 16% и о том, на какие показатели опирается Центробанк, редакция радиостанции поговорила с директором по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» Александром Тимофеевым:
— Инфляция, с точки зрения Росстата, снижается и достигла тех таргетов, которые ЦБ и хотел увидеть. Из данных опросов следует, что, наоборот, ожидаемая инфляция, то есть ощущаемая населением, выросла выше 14%. ЦБ рассматривает обе эти цифры, но прогнозируемая инфляция ЦБ беспокоит даже гораздо больше, чем та инфляция, которую транслирует Росстат, потому что, исходя из того, как ощущают домохозяйства рост цен, они меняют свое поведение. Последние две недели на рынке, я имею в виду финансовом рынке, наблюдались очень оптимистичные настроения, многие банки закладывали в своих прогнозах снижение на 100 пунктов, некоторое разочарование от того, что этого не произошло, мы видели сегодня на бондовом рынке. ЦБ своими действиями пытается привести всех в чувство, поэтому кажется, что решение не стало неожиданным, стало отрезвляющим для очень многих.
— Эльвира Набиуллина на пресс-конференции отметила также, что кредитная активность остается высокой. Бытует мнение, что ставку Центробанк определяет в том числе благодаря месячному приросту корпоративных кредитований.
— Полностью контролировать кредитование бизнеса они не могут. Здесь брать метрики наращивания кредитов для бизнеса кажется не совсем верным. Мы очень много ожидаем от ЦБ, но они все-таки не всесильны, не могут отвечать за всю денежную политику в стране, потому что очень многое лежит в поле решения правительства. Игнорировать этот факт было бы неправильно, когда мы обсуждаем будущее ДКП на следующий год. Кредитные портфели всех ключевых банков выросли, и, с их точки зрения, кажется, что ДКП, того эффекта, который, наверное, ожидал ЦБ, мы не видим. То есть, если мы вообще посмотрим даже не за последний квартал, а за последний год, мы увидим, что кредитные портфели всех банков выросли неплохо. Когда попробуем посмотреть на эту статистику глубже, кажется, что этот рост идет не за счет бизнеса в целом, а за счет какого-то очень небольшого круга довольно крупных заемщиков.
Также Эльвира Набиуллина по просьбе журналистов рассказала, чего бы она пожелала на Новый год:
«Мы действительно пришли к тому, что инфляция существенно замедлилась, экономика переходит к сбалансированным темпам роста, и на следующий год хотелось бы, чтобы мы не просто коснулись 4% инфляции, а устойчиво достигли ценовой стабильности. И хотелось бы, чтобы наши граждане, наш бизнес почувствовал преимущество низкой инфляции».
Решение Банка России редакция Бизнес ФМ обсудила с главным экономистом «Т-Инвестиций» Софьей Донец:
— Последние дни весь рынок начал склоняться к тому, что мы можем уйти на 1%. Больно хорошая была статистика по инфляции в последние недели, но ЦБ сыграл консервативно. И, несмотря на то, что еще неделю назад консенсус смотрел на 50 как на базовый сценарий, сегодня это уже охлаждающая пощечина, потому что рынок запасся оптимизмом на последних данных по инфляции.
— Можете реконструировать логику регулятора?
— Здесь, наверное, ключевое слово — устойчивость замедления инфляции, именно это хочет увидеть Центральный банк. Последний месяц мы прожили под эгидой не просто низкой инфляции, а рекордно низкой. Мы даже в хорошие годы в новогодний период не видели никогда такую низкую инфляцию. Это значит, что Центральный банк пока думает: посмотрим, как эта аномалия будет разворачиваться. Он хочет видеть устойчивость этого процесса. Поэтому набираемся терпения. ЦБ повторил тот же самый шаг, что был у нас в октябре. Возможно, нам надо относиться теперь к таким шажкам по полпроцента как к новой норме.
— С нового года грядет повышение по различным тарифам и НДС. В свете всего есть ли риски, что ЦБ и вовсе притормозит?
— Есть такие риски. Надо посмотреть, как мы отыграем в целом историю с НДС. Сейчас беспокоит, что мы к этому как будто бы не готовились заранее, в отличие от 2019 года, когда репрайсинг как раз активно проходил в ноябре, в декабре — и в январе все получилось поспокойнее. Сейчас нет такого репрайсинга, поэтому остается тревожность, что же будет в январе. Вдруг там сразу какой-то слишком большой рост? До февральского заседания еще достаточно много времени, почти два месяца, у регулятора будет возможность понаблюдать за трендами. Не только инфляция будет на столе, будет и кредитование, и экономическая активность, ну и, наверное, валютный курс. Хорошее решение — продолжение снижения, но рынок заложился уже на что-то приятнее, поэтому сейчас — это охлаждение. Нет никакой стабилизации, мы в глубоком минусе относительно открытия начала дня, в том числе и в традиционно более консервативных облигациях, даже там заметная просадка. Еще раз — с поправкой на то, что это всего лишь отыгрывает немного избыточный оптимизм предыдущих пары дней.
Владимир Путин на своей прямой линии прокомментировал решение Центробанка о снижении ключевой ставки. Он заявил, что соответствующие оценки сделают специалисты и будет реакция со стороны реального сектора экономики. Также президент отметил, что регулятор находится под постоянным давлением, но со своей работой справляется. Кроме того, Владимир Путин заявил, что старается не вмешиваться в принимаемые Центробанком решения, так как по закону он работает независимо.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























