16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.23 / ₽ 8151
  • RTS1173.68
9 декабря 2014, 17:30 Право

Почему на НПЗ в Капотне не водятся животные

Лента новостей

Инспектор Росприроднадзора в суде рассказал, как брали пробы на Московском НПЗ, который обвиняют в загрязнении воздуха в столице 10 ноября

Московский нефтеперерабатывающий завод.
Московский нефтеперерабатывающий завод. Фото: Валерий Зуфаров/ТАСС

В Симоновском суде Москвы во вторник продолжился процесс по делу о загрязнении воздуха в столице 10 ноября этого года. На процессе выступили представители Росприроднадзора. Они были не согласны с доводами работников Московского НПЗ, которые считают, что их «заранее назначили виновными». «А на кого «вешать» тогда обвинение, если не на «Газпромнефть» в этом районе? Там даже животные разбегаются оттуда!», — заявил старший государственный инспектор по охране природы по ЦФО Гаджимурат Абдуллаев.

Поскольку на прошлом заседании 4 декабря представители Росприроднадзора не присутствовали, сотрудники Московского НПЗ (предприятие «Газпромнефти») снова объяснили, почему не признают совершение административного проступка.

Напомним, что Росприроднадзор просит признать завод виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1-й статьи 8.21 КоАП РФ («Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него»). По ней предприятию грозит крупный штраф в размере от 180 до 250 тысяч рублей, а также приостановление деятельности на срок 90 суток.

Без разрешений на выброс

Заместитель генерального директора завода по правовым вопросам Александр Лоскутов пояснил, что претензии природоохранного ведомства связаны с отсутствием у предприятия разрешений на выбросы. Однако его невозможно получить, поскольку в 2003 году Геннадий Онищенко (в то время главный санитарный врач страны) отменил нормативы, и с тех пор новых не появилось. ОАО «Газпромнефть — Московский НПЗ» взялось разработать их за свой счет, но документ будет готов не раньше весны 2015 года. После этого его нужно будет одобрить в Роспотребнадзоре.

Представители завода рассказали, что в начале года Природоохранная прокуратура обращалась в Люблинский суд Москвы с иском, в котором просила обязать предприятие получить разрешение на выбросы в трехмесячный срок. Однако в феврале этого года районный суд, прислушавшись к аргументам работников завода, дал предприятию отсрочку до ноября 2015 года.

Правда, впоследствии оказалось, что в июне Мосгорсуд отменил это решение. «Это было без нас. Мы узнали об этом только в ноябре. 4 декабря мы обжаловали определение Мосгорсуда», — сообщил начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды завода Юрий Ерохин.

Другие представители завода указали, что вопреки заявлению МЧС о том, что имел место выброс сероводорода в атмосферу, это не так. По их словам, сотрудники Росприроднадзора констатировали, что имело место превышение норм по выбросу двух других веществ — изопропилбензола и пропаналя.

Однако предприятие не использует данные вещества в производственном цикле. Кроме того, представители завода утверждали, что забор проб на территории предприятия был проведен с нарушениями.

В частности, при составлении протоколов количественного химического анализа не присутствовали понятые.

Сотрудники завода обратили внимание суда на то, что один из таких документов датирован лишь 12 ноября, тогда как их пригласили на составление протокола об административном правонарушении за день до этого, то есть, до завершения анализа. «Росприроднадзор заранее назначил виновного», — обличал представитель завода сотрудников природоохранного ведомства.

Как брали пробы на заводе

Но тех это заявление не смутило. Составлявший протокол о совершении административного правонарушения старший государственный инспектор по охране природы по Центральному федеральному округу Гаджимурат Абдуллаев рассказал как на предприятии, расположенном в районе Капотни, брались пробы.

«Как только я приехал, то почувствовал сильнейший запах. Я позвонил Юрию Ерохину, но он сказал: «У нас все идет по плану, никаких ЧП не было». Потом приехала лаборатория «Газпрома» и проводила с нами отбор проб. На территории завода также было много представителей МЧС».

По словам Абдуллаева, пробы отбирались поздно ночью, после окончания рабочего дня, так как речь шла о выбросах на территории опасного производственного объекта, куда «обычному человеку не войти», в трубе на высоте 30 и более метров. «Со стороны завода присутствовало как минимум три человека, с нашей были я и представитель лаборатории», — рассказал инспектор. Абдуллаев добавил, что никаких претензий сотрудники предприятия к взятию проб тогда не предъявили.

«Не буду рассказывать о препятствиях, которые нам чинили. Скажу лишь, что пришлось поехать на два источника, в которых отсутствовали выбросы — один был демонтирован, второй не работал, — сказал инспектор. — Выводы представителей предприятия о том, что мы назначили виноватого и «вешаем» на них какое-то обвинение, выглядят, мягко говоря, необоснованно».

Но представители предприятия продолжали настаивать, что ни в чем не виноваты, а взятие проб без понятых является грубым нарушением.

«А вот вы готовы присутствовать при отборе проб на высоте 50 метров?», — обратился тогда Абдуллаев к одному из сотрудников завода. «Да, я готов», — отозвался тот. «Хорошо, в следующий раз я укажу вашу фамилию», — учел такую готовность инспектор.

Превышение норм

Абдуллаев сообщил: проведенная Росприроднадзором проверка показала, что выбросы из источников превышали нормы «в десятки тысяч раз». Были зафиксированы выбросы в атмосферу диоксида азота, диоксида серы и диоксида углерода.

Инспектор подчеркнул, что расследование факта загрязнения воздуха еще не окончено, «но факт нарушений» со стороны завода налицо.

Однако прежде чем вынести решение, судья решил изучить решение Люблинского суда и определение вышестоящей инстанции. Представителей НПЗ обязали предоставить документы к следующему заседанию, 16 декабря.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию