16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
12 декабря 2017, 20:05 Технологии

Стечение обстоятельств. Объяснения «Роскосмоса» насчет падения «Фрегата» эксперты сочли неубедительными

Лента новостей

Глава ведомства Игорь Комаров считает, что ошибку не могли выявить существующие математические методы моделирования. А вот к самой технике у него претензий нет

Во время запуска ракеты-носителя «Союз-2.1» с разгонным блоком «Фрегат».
Во время запуска ракеты-носителя «Союз-2.1» с разгонным блоком «Фрегат». Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Стечение обстоятельств. В «Роскосмосе» объяснили, почему «Фрегат» вместе с 19 спутниками упал в океан. «Если бы этот пуск происходил в другое время года и были бы несколько другие поля падения, то у нас, возможно, аварии и не было бы», — сказал глава «Роскосмоса» Игорь Комаров. Насколько убедительными выглядят объяснения «Роскосмоса»?

«Это стечение орбиты, азимута старта, районов падения и погодных условий», — говорят в «Роскосмосе» по поводу ноябрьской аварии «Фрегата». Глава ведомства Игорь Комаров сказал, что ошибку не могли выявить существующие математические методы моделирования. К самой технике претензий нет. У некоторых экспертов такие выводы вызывают откровенное возмущение.

Гамлет Ханян старший научный сотрудник Центрального института авиационного моторостроения имени Баранова «Космический полет, если уж в 1957-м году рассчитывали нормально все — там все заложено, все известно. Значит, то, что Земля — не совсем эллипс и не совсем шар. Где-то сила тяжести: значит, ускорение свободного падения на космодроме одно, на экваторе — другое. Все это известно, рассчитано и так далее еще с 1957-го года, причем рассчитывали на логарифмической линейке».

Объяснение «Роскосмоса» звучит, по крайней мере, честно, отмечает обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов. Хотя и он считает, что ошибки можно было избежать:

Игорь Лисов обозреватель журнала «Новости космонавтики» «Там действительно был алгоритмический косяк, который не выявился ни разу за многие десятков пусков за прошедшие 18 лет. Во-первых, надо уметь моделировать полет ракеты на каких-то наземных стендах и надо понимать, что за эти 17 лет ситуация с ракетой изменилась, то есть «Фрегат» переставили со старого «Союза» на новый. У нового «Союза» есть разворот по крену после старта, старый «Союз» не имел этого разворота — у него просто не было этой проблемы. Судя по всему, механизмы и средства проверки, которые были исходно заложены в 2000 году к первому пуску, просто не адаптировали к новой реальности».

И неужели нельзя было предусмотреть все возможные неполадки при запуске с космодрома Восточный?

Александр Железняков академик Российской академии космонавтики имени Циолковского «Это ненормальное явление, ни для кого не секрет, что, вообще говоря, новое место старта. И если этот блок нормально работал при запусках с Байконура или с Плесецка и с Куру, это совершенно разные географические точки, запускали его при разных климатических условиях в различных направлениях. Ну, это не аргумент! Вообще говоря, просчитать новое место старта, новые направления — это обязанность разработчиков. Так что то, что сказано, меня не удовлетворяет. Это что-то они тут пытаются подобными формулировками свои ошибки скрыть».

Впрочем, советский и российский конструктор ракетной техники Вахтанг Вачнадзе вспоминает похожую историю: 1957 год, неудачный запуск ракеты R7, еще при Сергее Королеве:

Вахтанг Вачнадзе советский и российский конструктор ракетной техники «У нас бывали исчезающие дефекты. Показал один раз и потом не проявляется. Потом находят какую-ту мотивировку, что в дождь было замыкание. Теперь стало сухо, и все прошло, поэтому он устранился. Давайте пускать. Пустили, и он взорвался. R7 в 1957 году упала рядом со стартом и взорвалась. Это второй или третий пуск «семерки». Тоже сводили на дождь. Знаете, что сказал после этого пуска Сергей Павлович? «Мы преступники. Хотели удивить мир!»

Ранее премьер Медведев заявил, что авария «Фрегата» создала, помимо прочего, репутационные проблемы для космической отрасли, и никакие страховые выплаты не смогут покрыть убытки. По предварительным оценкам, стоимость неудачного запуска с космодрома Восточный обошлась в 3 млрд рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию