16+
Суббота, 31 октября 2020
  • BRENT $ 37.45 / ₽ 2978
  • RTS1066.60
25 сентября 2020, 12:45 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Обсуждаем итоги погрузки за восемь месяцев года. Снижение составило 4%. Рассуждать о причинах особого смысла нет, карантин, на который в этом году закрыли мировую экономику, внес свой вклад буквально во все отрасли. Причем это наложилось на ухудшение конъюнктуры на мировых рынках, которое началось еще в конце прошлого года. Однако есть и хорошие новости. Как отмечает перевозчик, в сентябре закрепилась положительная тенденция — это постепенное сокращение отставания грузоперевозок по сети РЖД. И если посмотреть на данные за август, то оно составило уже менее 1%.

Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Положительным является то, что в августе отставание от аналогичного периода прошлого года составило менее процента, всего 0,8%. То есть мы видим замедление падания объемов перевозок, которое сопровождает 2020 год, и это одно из самых минимальных значений за последние четыре месяца. За четыре месяца мы видим, что идет сокращение отставания и в августе практически до минимальных значений мы дошли. Надеюсь, что вторая половина третьего квартала и четвертый квартал эту тенденцию продолжат. И мы выйдем на минимальные значения отставания от значений 2019 года на конец года.

Мы рассказываем о динамике грузоперевозок каждый месяц. И если посмотреть в ретроспективе наших программ, то эта тенденция очень хорошо видна. Еще весной показатели были примерно минус 6%. Летом отставание сократилось до 4,5%, сейчас уже 4%. Так что уже можно говорить о постпандемийном восстановлении экономических связей, которое отражается на объемах грузоперевозок по ЖД. Статистика по-прежнему фиксирует падение перевозок самого массового груза железных дорог — каменного угля. За восемь месяцев они снизились чуть больше чем на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но и в этом сегменте наблюдается сокращение отставания. А если говорить об экспортных перевозках, то там есть очень хороший рост, причем второй месяц подряд.

Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Замедлилось снижение по углю, то есть до уровня 2019 года чуть-чуть не дотягивает. И причем это падение на внутрироссийских перевозках. Экспортные перевозки угля второй месяц подряд растут. При этом с начала года на Дальний Восток было отправлено каменного угля на 6,1% больше. В порты Азово-Черноморского бассейна рост составил 21,5%. А вот Северо-Запад отстает, здесь падение составило 4,2%.

Среди аутсайдеров по понятным причинам по-прежнему остаются нефтеналивные грузы, а также черные металлы. Первые снизились на 9%, вторые — больше чем на 11%. Ну а теперь к лидерам. Среди них зерно, плюс 20,6%. В этом году мы снова собираем отличный урожай. А если смотреть на объемы погрузок зерна, как в целом, так и отдельно на экспорт, то они поставили рекорды.

Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта По зерну в августе железнодорожники установили рекорд по погрузке за всю историю. Без малого было погружено 2,8 млн тонн. Из этого две трети, 1,8 млн тонн, — экспортные погрузки. Это тоже один из самых рекордных показателей. Наряду с господдержкой зерновиков за счет субсидий здесь, конечно, немаловажную роль сыграла и гибкая ценовая политика РЖД, и адресная работа с грузоотправителями.

Ну и немалый вклад в исправление общей ситуации внесли строительные грузы. Они прибавили почти 6%. Здесь главный вклад внесло строительство дорог в рамках национального проекта. К сожалению, падение все еще показывает цемент, его считают отдельно от остальных строительных грузов. Цемент используется при строительстве жилья, и можно предположить, что здесь не все идет так гладко, как со строительством трасс. Но и эта номенклатура постепенно сокращает отставание.

Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта В строительном сегменте мы видим тоже положительную тенденцию. Здесь позитивная динамика отмечается с конца зимы. По итогам шести месяцев прирастает на 6%, в августе этот показатель составил даже 9%. Единственное, здесь надо отметить, что весь этот прирост касается именно строительных грузов, которые связаны с автодорожным строительством. Мы видим, что со стороны руководства страны национальный проект «Безопасные и качественные дороги» находится на особом контроле, постоянно проводятся совещания. И по показателям перевозок мы видим, что здесь есть положительные значения. А вот цемент, который характеризует ту часть стройки, которая связана с жилищным строительством, к сожалению, находится среди аутсайдеров. Здесь падение составляет 8% к прошлому году за восемь месяцев. Но при этом надо отметить, что если смотреть помесячную динамику, здесь отставание сокращается. И, например, по августу минус составил уже всего 0,8%.

И еще немного о нашей главной беде, которую страна намерена превратить в гордость, — о дорогах. Недавно профильный вице-премьер рассказывал президенту, что законтрактованость работ по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» составляет почти 100%. Причем физические объемы выполнения работ растут, а планы могут быть даже перевыполнены. Будем и дальше следить за динамикой перевозок стройгрузов, которые, как барометр, отражают состояние российских строек. Ну и надеемся, что с приходом холодов и постепенного восстановления мировых экономик будут подрастать перевозки топлива. В октябре подведем итоги трех кварталов, заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию