16+
Воскресенье, 5 декабря 2021
  • BRENT $ 70.14 / ₽ 5178
  • RTS1668.26
9 ноября 2021, 00:30 Политика
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Как миллионы россиян выпали из матрицы «Госуслуг». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Политолог интересуется, не стоит ли отправить кого-нибудь на стажировку в Китай, где цифровые технологии вполне эффективно стоят на страже эпидмероприятий уже больше года?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Утром 8 ноября миллионы россиян заметили, что срок действия их сертификатов о вакцинации от коронавируса на портале госуслуг сократился с 12 месяцев до шести. Минцифры объяснило это техническими работами на сайте. В чем может быть причина этого сбоя и к чему это может привести?

Меня лично как человека, который не может добиться от портала госуслуг цифрового сертификата о вакцинации, проведенной аж в июле, произошедшее нисколько не удивляет. Поскольку опыт личного общения с оным порталом, а также его роботами, которые не могут решить ни одну проблему, да и не заточены на это, как выясняется, если ты выпал из «матрицы», довольно смешанный. Что-то там работает прекрасно, а вот с вакцинацией как-то не задалось. Удалось лишь после двух с половиной месяцев переписки с роботами и электронной приемной правительства Москвы добиться признания того (прямо скан ответа на бланке прислали), что техническая проблема имеет место, после чего мне посоветовали обратиться на портал через две недели. Они как раз истекли 8 ноября, и я надеюсь, что общенациональный сбой произошел не из-за моего жалкого сертификата, тем более что он так и не появился.

Более того, уже после того, как электронная приемная правительства Москвы признала по-человечески (а не как андроид) мою техническую проблему, портал госуслуг перестал видеть мой полис ОМС, хотя портал госуслуг Москвы его все же видит. А еще общенациональный портал неделю назад отказался принять результаты ПЦР-теста, сделанного в сертифицированной лаборатории для поездки за границу, предложив загрузить все вручную, чего я делать не стал. По прилет обратно портал госуслуг минут 20 отказывался работать в «Шереметьево» для того, чтобы я показал сотрудникам Роспотребнадзора QR-код, заведенный специально для возвращающихся (мол, «Родина-мать, я вернулся»), а они бы сделали о том уже аналоговую запись от руки в разлинованной тетради.

От этой процедуры создается стойкое ощущение профанации и подозрение, что Родине-матери в лице Роспотребнадзора в общем «по барабану», откуда ты вернулся и, как говорится, с какой целью. А вот ощущения, что весь этот громоздкий цифровой мониторинг работает так, как задумано, нет совсем.

За последнее время нынешний эпический сбой с QR-кодами о вакцинации, которые требуют практически все регионы страны, далеко не первый. Помнится, система «Платон» тоже завелась далеко не с первого раза. Вспоминается также и прошлогодняя битва людей с машинами на предмет маркировки лекарств. Машины (правда, там речь шла об отдельной системе, а не о портале госуслуг) довольно долго побеждали людей, а аптекари не могли продать нужные людям лекарства, причем происходило это уже во время пандемии. Москвичи также помнят забавную накладку (назовем это таким термином) с электронным голосованием в столице на последних думских выборах. При этом заставка о том, что я приписан к такому-то участку на этих выборах, висела у меня лично на странице «Госуслуг» спустя месяц после того, как вся пыль от предвыборной борьбы уже осела.

Сейчас этот портал навязчиво приглашает меня пройти в электронном виде перепись населения, что само по себе кажется абсурдом в эпоху цифровизации, если только не иметь в виду вопросы о наличии теплого, а не во дворе, туалета и пикантные подробности о том, кто с кем на самом деле проживает, а не по штампу. Но почитав в соцсетях сетования людей на неудобство и некоторую неадекватность опросника переписи, я пока оставил это удовольствие на то время, когда меня таки наконец оцифруют и одарят QR-кодом по части вакцинации. И если оцифруют.

Слава богу, что вовремя спохватились и не стали вводить тотальную систему техосмотра с видеофиксацией, обещав вместо этого отменить обязательный техосмотр полностью. Иначе, есть подозрение, добрая часть транспорта страны встала бы полностью как «неотвидеофиксированная».

И ведь не слышно было, чтобы за все эти вопиющие случаи, демонстрирующие недостаточно высокий уровень компетенции разработчиков и администраторов соответствующего ПО, кто-либо ответил, скажем, должностью. При том, что один только вчерашний сбой привел к прямым и косвенным потерям миллионов, я уверен, людей, которые не могли куда-либо попасть. Не говоря о моральных издержках и волнениях.

Может быть, кого-то надо послать на стажировку в Китай, где цифровые технологии вполне эффективно — притом в гораздо больших масштабах, чем у нас — стоят на страже эпидемиологических мероприятий уже больше года? Ну и наконец, самый сакраментальный вопрос: а если завтра, как говорится, война? Эта вся наша большая и хваленая «цифра» будет так же работать?

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию